Гроций - это...
ГРОЦИЙ Гуго де Гроот (Grotius, de Groot) (1583-1645) - голландский гуманист, теоретик права, государственный деятель В своем наиболее известном сочинении "О праве войны и мира" (1625) Г исследует вопросы международного, гражданского, уголовного права, войны и мира, власти и государственного устройства Решая вопрос о том, что такое право вообще, Г анализирует правила, возникшие "путем установления", и правила, вытекающие из "самой природы", соответственно - "право волеустановленное" и "естественное право" Право вояеустановленное "изменяется во времени и различно в разных местах", его источником может быть либо воля Бога (право божественное), либо воля людей (право человеческое) Естественноеправо всегда "тождественно самому себе", оно существует независимо как от произвола людей, так и от воли Бога, хотя его предписания и не расходятся с божественной волей Вера в Бога и в особые божественные законы (изложенные в Священном Писании) сочетается у Г с уверенностью в том, что даже если бы Бога не было, то естественноеправо все равно бы существовало Источник естественного права лежит в контролируемом разумом стремлении человека к общению Эта особенность присуща человеку как существу "высшего порядка" Принципы естественного права отвечают коренным нуждам общежития людей В основе стремления людей к общению Г видит чувство самосохранения Способом противостоять насилию и организовать мирные формы общения является создание людьми государства "не по божественному велению, а добровольно" "Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы" Единая и нераздельная, верховная власть выступает началом, приводящим в движение весь государственный механизм Результатом общественного договора как акта сознательной деятельности людей может явиться не только отдельное государство, но так же и сообщество государств Предполагая возможность такого сообщества, Г уделяет особое внимание разработке норм международного права Принципы права и гуманности должны регулировать отношения между народами даже в том случае, если проблема войны и мира не разрешима мирным путем Г выступал также против религиозных войн и отстаивал принципы религиозной и философской терпимости Принципы естественного права (первые представления о котором содержатся в учениях софистов и стоиков), сформулированные Г, носили ярко выраженный антифеодальный характер, отвечая интересам буржуазии Взгляды Г оказали влияние на формирование философии права в целом и школы естественного права
Поделиться: