Грот - это...

ГРОТ Николай Яковлевич (1852-1899) - русский философ и психолог В 1875 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, после чего пробыл два года в Германии С 1876 преподавал в Историко-филологическом институте в Нежине Магистерская диссертация: "Психология чувствований в ее истории и главных основах", докторская - "К реформе логики" (1882) Первый этап творчества Г носил ярко выраженный позитивистский характер Начало второго ("метафизического") этапа датируется переездом Г в Одессу, где он занял кафедру философии в Новороссийском университете В 1886 приглашен в Московский университет, где проработал до конца жизни С именем Г связано реформирование Московского психологического общества (в 1888 избран его председателем) и организация журнала "Вопросы философии и психологии" (в 1889), редактором которого он был до 1896 (с 1894 совместно с Лопатиным) Имел широкий круг знакомств, дружил с BC Соловьевым, Лопатиным, князьями Трубецкими, Кавелиным Был близок с Толстым Основные работы: "Отношение философии к науке и искусству" (1883); "К вопросу о свободе воли" (1884); "О научном значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений" (1884); "Джордано Бруно и пантеизм" (1885); "О душе в связи с современными учениями о силе" (1886); "Жизненные задачи психологии" (1890); "Основания нравственного долга" (1892); "К вопросу о значении параллелизма в психологии (1894); "Основные моменты в развитии новой философии" (1894); "Устои нравственной деятельности" (1895); "Основания экспериментальной психологии" (1895); "Критика понятия прогресса" (1898); "Философия и ее общие задачи" (1904) и др В первый период творчества находился в круге идей позитивизма с акцентом на органицизм Спенсера Абсолютизировал научное знание как достоверное, опытным путем добытое Отвергал любую метафизику как лжеучение и источник заблуждений разума За философией признавал лишь функцию синтеза знания и средства его "очищения" от следов метафизики, трактовал ее как научную дисциплину В психологии и теории познания исходил из принципа психофизиологического параллелизма Чувствование (удовольствие и страдание) понимал как "субъективную оценку гармонии или дисгармонии между тратой веществ в организме и их накоплением в ходе взаимодействия с внешним миром" В психологии был под заметным влиянием идей Сеченова Познание трактовал как совокупность "психических оборотов": оно начинается с внешних впечатлений, "переходит" во внутренние психические движения, вызывает волевые стремления и заканчивается снова внешними движениями Умственные процессы при этом - ассоциации чувственных образов, но не "механические", а "органические" (предполагают процессы интеграции - дифференциации образов) Этика Г исходила из практической установки, требовавшей нахождения оптимального баланса между оптимизмом и пессимизмом как возможности увеличения счастья Второй период творчества Г отмечен отказом от установок и многих идей позитивизма, часто измененных на прямо противоположные (в частности, от отрицания свободы воли Г пришел к ее признанию) Главное же в этот период для него - обоснование необходимости метафизики Особенно велико в этот период на него было влияние философии Шопенгауэра Тем не менее многие свои ранние идеи Г сохранил и переосмыслил в своей новой философии, которую определял как "монодуализм" Это идеи прогресса, "психологической энергетики" (усиленной после знакомства с работами Оствальда), чувствования Именно из переосмысливания пантеистических идей Бруно Г и извлек новую для себя идею философии чувства именно как философии (метафизики, а не науки), основанной на анализе состояний познающего субъекта при помощи "априорного метода" и "метода субъективной индукции" Задача философии - перевод "чувства всемирной жизни" в понятия об истинно существующем Философия Г строится принципиально не как монистическая, а как допускающая признание нескольких исходных начал (минимум двух), но и не постулирующая их дуализм, а предполагающая их некоторое объединение на "нейтральной" основе Отсюда - "монодуализм" Основная содержательная тема последнего - анализ "высшей вселенской мировой воли", в которой слиты воедино сущее и должное, те силы "Божественная мировая воля" задала акт творения, а в своем нравственном аспекте она есть мировая любовь "Личная воля человека" предназначена усиливать пульс идеальной жизни в мире, содействовать торжеству разума Соответственно Г было переосмыслено и понятие прогресса, который стал пониматься как увеличение нравственной жизни во Вселенной в силу роста в нем сознания и самосознания Ранняя смерть не позволила Г полностью осуществить свою программу реформирования позитивистской философии


Поделиться:

Реклама