Григорий Нисский - это...

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (ок. 335 — ок. 394) — христианский богослов, младший брат Василия Великого. Образование получил главным образом под руководством Василия. Как отмечал И. Д. Андреев, с неохотой вступив в клир, Г. Н. на время вышел из него, но потом вернулся. В Понте занимался наукой и аскетическими упражнениями. В 371 Василий посвятил его в епископы небольшого каппадокийского г. Ниссы. В 376 ариане низложили его, но после смерти Валента в 378 он вернулся к пастве. В 379 во время пребывания в Малой Армении Г. Н. был против воли избран митрополитом Севастийским и пробыл в этом "вавилонском пленении" несколько месяцев. В 381 присутствовал на Втором Вселенском Соборе и в указе Феодосия Великого после Собора оказался одним из тех, "единомыслие с которыми служило мерилом православия".

Согласно И. В. Попову, не будучи администратором и выдающимся церковным деятелем, Г. Н. стал известен своей плодотворной литературной и богословской деятельностью. Догматическое учение Г. Н. по своему составу слагается: 1) из общепринятых верований; 2) из оригенизма; 3) из мистической философии Филона Александрийского и неоплатоников. Самостоятельность Г. Н. выразилась в слиянии и примирении этих трех элементов. Он сумел быть философом и почитателем Оригена, оставаясь на почве церковного учения своего времени. Средством Богопознания, по Г. Н., служит: 1) рассудочное заключение от свойств мира к свойствам его первопричины; 2) созерцание собственной Богоподобной души после предварительного очищения ее от пороков; 3) экстаз как отрешение не только от чувств, но и от разума, во время которого душа непосредственно ощущает непознаваемость и необъятность Бога. Сущность Божья непознаваема, поэтому всякое понятие о ней, составленное человеком, есть "кумир". Но на основании проявлений Бога в мире мы познаем его как самосущее Бытие, верховное Благо, первообраз Красоты. Как Благо и Красота Бог есть предмет томительного стремления к Нему всего живущего, всегда манящий к Себе и всегда ускользающий от объятий любящей души (весь изложенный ряд мыслей носит следы влияния философии Филона и неоплатоников). Учением о Троице Г. Н. совпадает с Василием Великим и Григорием Богословом. Особенностями учения Г. Н. об ангелах служат: 1) строгое понятие об их духовности как неприложимости к ним никаких пространственных и материальных определений; 2) учение о количестве ангелов, число которых относится к числу людей как 99 к 1; 3) учение о размножении ангелов, непонятном для человека, происходящем чистым и святым способом; 4) объяснение различий в мире ангелов, равных по природе, из степени их свободнонравственных усилий приблизиться путем саморазвития к Богу (оригенизм). В истории происхождения мира Г. Н. различает: 1) творение Богом хаоса, заключавшего в себе в неупорядоченном виде все вещества, силы и потенции природы; 2) механическое развитие мира из хаоса в шестидневный период вследствие различия по весу и плотности частиц, составлявших его. Для объяснения происхождения телесного из бестелесного Г. Н. отрицает материальность вещества: если мы отнимем у предмета все его качества, в остатке получится ноль. Качества же суть наши понятия, следовательно, бытие духовное. Бог творит качества как духовные начала, а их совокупность и есть материальный мир. Сказание Библии о Рае и первобытном состоянии человека Г. Н. считал слишком детским и не соответствующим величию Бога и потому объяснял его аллегорически. Рай, по его толкованию, находился не на земле, а на небе. Человек мог обитать в нем потому, что был чужд грубой плоти. Только после грехопадения Бог облек его кожаными ризами, т. е. заменил эфирную телесность более грубою. Древо жизни и древо познания добра и зла не существовали реально. Они означают субъективное состояние первых людей. Вкушение от древа жизни означает повиновение верховному закону блага и блаженство как следствие этого. Вкушение от древа познания Добра и Зла символизирует то, что человек избрал для себя зло, введенный в заблуждение свойственной ему видимостью добра. Учение о лице Иисуса Христа совпадает у Г. Н. с учением Григория Богослова. Тело Христа, вполне подобное нашему во время его земной жизни, после Его Воскресения обоготворилось, растворилось в Божестве, как капля уксуса, упавшая в море, и утратило свойства тела. Г. Н. защищал сотериологическую теорию Оригена, согласно которой Сын Божий воплотился для того, чтобы обольстить дьявола, скрыв свое Божество под видом смиренного человека, а страдал и умер для того, чтобы по договору с сатаной заплатить ему своей душою за освобождение всего рода человеческого. В эсхатологии Г. Н. повторяет учение Оригена о всеобщем восстановлении и уничтожении зла. Это учение Г. Н. вытекает из его неоплатонического понятия о зле. Бытие в собственном смысле принадлежит только Богу. Все существующее может иметь источник своего бытия только в Боге. Зло не может происходить от Бога. Следовательно, оно не есть реальность. Оно — отсутствие Добра, как тьма есть отсутствие света. Как явление отрицательное оно не может существовать вечно. Смерть есть величайшее благо. Тело человека должно умереть и разложиться для того, чтобы от него отделилось все, привнесенное в него грехом: тленность и закон греха. Нравственное развитие продолжается и за гробом. Души младенцев начинают свое нравственное развитие уже за гробом и переходят постепенно от безразличного состояния к блаженству. В последний день человек воскреснет в том же теле, которое он имел во время земной жизни. Это возможно потому, что и 1) по разложении тела непространственная душа остается связанной со всеми частицами материи, входившей в состав его тела, и 2) душе как формующей силе принадлежит способность сообщать телу, оживляемому ею, определенный облик, остающийся неизменным при всех изменениях тела. В последний день душа соберет все частицы принадлежавшего ей тела и сообщит им свойственную ей форму. На всеобщем суде всякая тварь почувствует все безумство греха и пожелает врачевания. Согласно этому желанию, любовь Божья пошлет ей спасительные страдания в очистительном огне. По истечении весьма долгого времени этими страданиями будут очищены все грешники и сам инициатор греха — дьявол. Вместе с этим исчезнет бесследно Зло, и будет Бог все во всех.

Сочинения Г. Н.: "Толкование на Шестоднев" (в дополнение к "Шестодневу" Василия Великого), "Об устроении человека", "О жизни Моисея", "О надписаниях Псалмов", "На Псалом шестой", "Восемь бесед на Екклезиаста", "Точное изъяснение Песни Песней", "О чревовещательнице", "Пять бесед о молитве Господней", "Восемь бесед о блаженствах".


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(ок. 335 -ок. 394) - церк. писатель, богослов и философ, представитель греч. патристики, активный противник арианства. Г. Н. участвовал в разработке Символа веры, оказал заметноевлияние на разработку христ. догматики, на формирование символич. экзегетики.

Поделиться:

Реклама