Григорий Богослов - это...

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назианзин (329—389) — сподвижник Василия Великого, один из трех "вселенских учителей" Восточной Церкви. Значение Г. Б. в истории догматов, согласно изложению И. В. Попова, исчерпывается тремя пунктами:

1. В учении о Троице Г. Б. примыкал, как и Василий Великий, к той партии, которая развилась из т. н. полуарианства, принявшего термин "единосущный" и истолковавшего его в смысле "подобносущный". Сочинения Г. Б. были первым обоснованием учения новоникейцев. Учение о Троице и троичная терминология Г. Б., по существу, тождественны с учением и терминологией Василия Великого, но более последовательны. Сущность его учения выражается формулой: Бог един по существу и троичен по ипостасям. Единство лиц Пресвятой Троицы выражается терминами: одно Божество, одна Сущность, одна Природа; троичность лиц — три ипостаси, три особы; особенности каждого лица — врожденность, рожденность, ниспослание. Учение о Духе Святом у Г. Б. более закончено, чем у Василия Великого. В то время как Василий Великий избегал называть Св. Дух Богом, Г. Б. высказывает оригинальное учение о продолжающемся Откровении в Церкви: "Ветхий Завет возвещал об Отце ясно, а о Сыне не так ясно. Новый — открыл Сына, на Божество же Духа только указал. Теперь (со времени Пятидесятницы) Св. Дух живет с нами, сообщая нам яснейшее предание о себе". В то время как Василий Великий удовлетворялся формулой Антиохийского Собора 362, требующей от присоединяющихся к православию ариан лишь обещания не называть Св. Дух "тварью", Г. Б. доказывал всю непоследовательность этой формулы, т. к. между Богом и тварью не может быть ничего среднего. Личной особенностью Св. Духа Василий Великий признавал святыню. Это оригенистическое мнение противоречило всей новоникейской системе и терминологии, так как святыня принадлежит всем трем лицам. Г. Б. устранил это определение и заменил его другим: личная особенность Духа по аналогии с личной особенностью Сына характеризуется способом происхождения (исхождение, ниспослание).

2. Наряду с учением о Троице важное значение имела христология Г. Б. Выдержки из сочинений Г. Б. в доказательство истинности православного учения о лице Иисуса Христа приводились отцами Эфесского и Халкидонского Соборов. Учение о лице Иисуса Христа сложилось у Г. Б. уже в последние годы жизни, когда, возвратившись из Константинополя в 381 и найдя Церковь назианзинскую в руках аполлинариан, он познакомился с сочинениями Аполлинария и подверг их критике. По учению Г. Б., человеческая природа Христа состоит не только из тела и неразумной души, как утверждал Аполлинарий, но и из ума, или духа. В пользу этой мысли он приводил основания философские и сотериологические: а) только ум отличает человеческую душу от души животных. Если Логос воспринял лишь душу, то не может быть и речи о вочеловечении; только через посредство бесплотного ума Логос мог соединиться с телом и душой человека; б) искупление состоит в обожествлении человеческой природы вследствие ее соединения с Божеством в лице Иисуса Христа; если ум, инициатор греха, не воспринят Сыном Божьим, то самое главное в человеке остается неискупленным; несмотря на соединение в лице Иисуса Христа Божества и полной человеческой природы, личность Богочеловека остается единой и нераздельной.

3. Г. Б. вместе с Василием Великим тщательно изучал Оригена. Это отразилось на его богословской системе, в которой есть много отзвуков оригенизма. Сюда относится своеобразная переработка оригеновского учения о вере и гнозисе, учение о том, что Бог выше сущности, учение об уме как посредствующем начале, через которое возможно было соединение бесплотного Логоса с душой и телом человека, учение о существовании в загробном мире очистительного огня для грешников, некоторая неуверенность в учении о вечности мучений. Из философских влияний на системе Г. Б. более всего отразился неоплатонизм.

Сочинения Г. Б. разделяются на три группы: 45 "слов", около 240 писем и собрание стихотворений. Особенно важны "Пять слов о богословии", названные так самим проповедником и давшие ему имя Богослова. "Слово о поставлении епископов и о догмате Св. Троицы" и "О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге", произнесенные в Константинополе, защищают православное учение о Троице против ариан и последователей Македония. Особенной известностью пользуется "Защитительное слово по поводу бегства в Понт после посвящения в пресвитера"; в нем говорится о высоте и трудности пастырского служения.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(ок. 330 - ок. 390) - один из отцов церкви, видный представитель патристики. Г. Б. является автором проповедей, написанных с использованием правил античной риторики, 12 гимнов, фрагменты из к-рых вошли в состав церк. песнопения.

Поделиться:

Реклама