Грановский - это...
ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич (1813-1855) - русский историк, философ, общественный деятель В 1832-1835 учился на юридическом факультете Петербургского университета, получил степень магистра В 1836-1839 - в Германии, в Берлинском университете слушал лекции Л Ранке, ФК Савиньи, К Вердера, К Риттера, Э Ганса Увлекся философией Гегеля, но воспринял прежде всего круг его идей по философии истории, которые критически переработал, обосновывая собственную систему взглядов Г входил в кружок Станкевича В круг его общения входили также Чаадаев, НП Огарев, Герцен Стал известен своими публичными лекциями по истории, которые читал с 1843 по 1851 Являясь одним из идеологов западничества, Г стремился занять компромиссную позицию в споре радикального и либерального направлений течения, но в 1846 все же произошел его идейный разрыв с Герценом Незадолго до смерти был избран деканом историко-филологического факультета Московского университета Специальных работ по философии не оставил Интересовался, в основном, философией истории, основные положения которой изложил в теоретических введениях к читаемым курсам При жизни печатался мало В 1897 издано два тома его переписки, в 1905 - два тома сочинений (однотомник выходил ранее) Историческое развитие, считал Г, задано бесконечным разумом, "развертывание" которого позволяет выделять исторические ступени социокультурного развития, реализующие все более и более принципы свободы При этом исторический процесс субстратен и телесен Историю можно рассматривать как правильно (закономерно и целесообразно) развивающийся организм, причины изменения которого лежат в нем самом Случившееся, по Г, должно было случиться по внутреннему логическому закону Конкретика истории поставляет лишь необходимый материал для осмысления идеи истории в философии истории Только сознающий себя внутренний дух обладает полным и ясным уразумением истории Г считал основателем подлинной философии истории Шеллинга, а раскрытие ее проблематики связывал с именем Гегеля Критически переработанную концепцию последнего, Г дополнил ее идеей "органической жизни истории" Гумбольдта Считал, что 18 в дал всем народам место в истории (сделал их историческими народами), что каждый из них идет в историческом процессе туда, куда ведет его провидение Исторический процесс пытался трактовать как диалектику необходимости и свободы Разделял идею "старых" и "молодых" народов Утверждал, что в бесконечной преемственности истории постоянно происходит смена "лидеров", те тех народов, которые, наследуя предшествующие достижения, способны внести новое начало в историческую жизньВосприятие "нового" является условием "удержания" "одряхлевших народов" в историческом процессе Цель последнего - утверждение такого общества, которое будет сообразно требованиям свободной личности
Поделиться: