Государство И Церковь - это...

- их отношения христианская мысль понимает согласно принципу "кесарево - кесарю, а Божие - Богу" (Лк.20.25). Различны интерпретации этого принципа в разное время и в разных традициях. В доконстантиновскую эпоху противостояние и борьба Церкви и государства означали, согласно Иоанну Златоусту, что власть императора кончается у порога Церкви. В Средние века на христианском Западе и Востоке искали мирного сосуществования Церкви и государства в разных вариантах теократии. Православный Восток предложил "симфонию" Церкви и Государства - их согласия, сотрудничества и единомыслия в вопросах веры и политики: "Церковь не может существовать без Империи, а Империя - без Церкви" (Ф.Руло); император политически возглавляет верующийнарод и защищает его от внешних и внутренних врагов, а Патриарх является его моральным и духовным наставником. Католический Запад настаивал на разделении церковной и государственной властей, с приматом духовной власти над светской, но и с согласием духовной власти на известную автономию светской власти в области своей компетенции ("два меча"). Риск Востока - абсолютизация социальной роли государства и идолопоклонство перед империей, риск Запада - секуляризация общества. Лютеранство согласилось с тем, чтобы протестантские Церкви подчинились национальным государствам. Кальвинизм настаивал на свободе христианских общин от опеки государства. Секуляризация означала вытеснение Церкви из основных областей общественной жизни и превращение религии в частное дело и тем самым взаимное отдаление Церкви и государства. ХХ в. примечателен появлением агрессивных форм государственного антихристианства, аналогичных империи Древнего Рима. Это усилило интерес к древнецерковному пониманию отношений Церкви и государства, согласно которому возможны лишь недолгие перемирия в истории их нескончаемой борьбы; она завершится победой Царства Божия, грядущего, чтобы низложить все земные власти и силы. Е.Трубецкой: "Все государства в мире огню блюдомы на день суда".


Поделиться:

Реклама