Горский Александр Константинович - это...

(18(30).12.1886, г. Стародуб Черниговской губ. - 24.08.1943, Тула) - философ, поэт, публицист, последователь Федорова. В 1897-1906 гг. Г. учился в Стародубском духовном училище и в Черниговской семинарии, затем в Московской духовной академии, по окончании курса к-рой (1910) был оставлен для подготовки к проф. званию, однако церковно-богословская карьера не привлекла его. В 1912 г. знакомится с учением Федорова. Вместе с И. П. Брихничевым и В. Н. Миронович-Кузнецовой составляет сб. "Вселенское дело", посвященный 10-летию со дня смерти Федорова (Одесса, 1914), где была помещена его "Тяга земная", в к-рой говорилось о философских и жизненных контактах Федорова и B.C. Соловьева. В 1913 г. Г. опубликовал в Москве свой опыт поэтической интерпретации федоровской концепции - сб. стихов "Глубоким утром (Песнопения)". В 1918 г. он знакомится с Сетнщким, в творческом содружестве с к-рым на протяжении мн. лет пропагандировал идеи Федорова, написал кн. "Смертобожничество" (1926). После того как Сетницкий уезжает в 20-х гг. в Харбин, Г. пересылает туда свои работы, где они и выходят в свет небольшими тиражами. В 1929 г. Г. был арестован и 8 лет провел на Севере. С 1937 г. отбывал ссылку в Калуге, а в 1943 г. арестован вторично. Умер в тюремной больнице. Реабилитирован посмертно. В ряде своих работ, в частности, в 3-м вып. "Организации мировоздействия". Харбин, 1928 (Русский космизм. М., 1993), Г. обсуждает, наряду с др., такую центральную проблему учения Федорова, как регуляция природы, организация интеллектуальных и физических сил для целенаправленного воздействия на косную материю, для преображения мира. Для этого необходимо, считает он, собирание разрозненных научных умов во "всемирный ум", "мозг земного шара". Наука, по Г., не организована вдвойне; как сумма понятий и методов, с помощью к-рых человек стремится познать мир и управлять им, и как род деятельности, направленной на добывание и обработку этих понятий и методов. Если организация науки во втором смысле может быть достигнута средствами самой науки, то координация множества идей и методов, т. е. организация науки в первом смысле, требует сверхнаучного организационного принципа, а именно принципа художественного. Подлинно научная организация труда, пишет Г., немыслима без одновременно "художественной организации науки и религиозной организации искусства". Ныне наука стала насквозь антропологичной. Человек - мера всех вещей, и это должно восприниматься нами не как "возглас пессимизма и скепсиса", а как "бодрый принцип ориентировочной деятельности" - человек собирается измерить собой все в мире вещей. Совр. наука, полагает Г., доросла до необходимости иметь центр, но централизованная организация не в состоянии ни сформироваться, ни удержаться, если не будет поставлена "священная цель воскрешения".


Поделиться:

Реклама