Горовиц - это...

ГОРОВИЦ Йешаяѓу бен Авраѓам ѓа-Леви (ок. 1565 — ок. 1630) — один из духовных лидеров еврейства, талмудист (см. Талмуд) и каббалист (см. Каббала). Получил прозвище Шла ѓа-Кадош (букв. "святой Шла"), или Шла, т. е. по начальным буквам его главного сочинения (см. ниже). Представитель известной с 15 в. семьи раввинов и общественных деятелей, сын талмудиста Авраѓама бен Шабтая Шефтеля (ок. 1550 — ок. 1615). Родился в г. Прага. В юности Г. переехал с отцом в Польшу. С 1600 — глава бет-дина в Дубно, с 1602 — в Остроге, с 1606 — во Франкфурте-на-Майне. После изгнания евреев из Франкфурта (1614) Г. вернулся в Прагу и занял там должность раввина. В 1621 переселился в Эрец-Йисраэль — Землю Обетованную — и стал раввином ашкеназской общины (см. Ашкеназы) Иерусалима. В 1625 был арестован турецкими властями и выкуплен общиной за большие деньги. Переселился в Цфат — город каббалистов, а затем в Тверию, где его могила, находящаяся недалеко от могилы Маймонида, почитается до сих пор.

В своем главном труде — "Шней Лухот ѓа-Брит" ("Две Скрижали Завета"; см. Берит, Скрижали Завета), изданном впервые в 1649 в Амстердаме, Г. описывает свой идеал нравственной жизни еврея, основанный на слиянии этического учения иудаизма, установлений Ѓалахи и учения Каббалы. Каббалистические идеи Г. испытали влияние Й. Лурии, М. Кордоверо и Й. Каро. В целом Г. предпочитал мистический подход в толковании Торы и ее предписаний рационалистическому. Тору он воспринимал как непрерывное Откровение, источник которого не иссякает. Большое внимание Г. уделял проблеме соотношения Божьего всеведения и свободы воли человека. В центре учения Г. — непрерывное освящение Имени Божьего, которому он посвятил отдельную молитву. Согласно его мистическим представлениям, народ Израиля пребывает внутри Града Божьего, а другие народы — вне его. На книге Г. воспитывались многие поколения евреев Центральной и Восточной Европы. Многие из принципов, проповедовавшихся Г. (не страх перед Богом, а любовь к Нему, возвышение всех будничных действий, совершение их с радостью в освящение Имени Божьего), а также его каббалистические построения оказали воздействие на формирование хасидизма.


Поделиться:

Реклама