Город - это...

I
Слово "город" (еврур) означает поселение с постоянным местоположением, в отличие от временных поселений, состоявших из переносных пастушеских шатров (Чис 32:41), а также от неогороженных сел (Нав 15:32 и след; Неем 6:2) и одиночных жилищ, располож на полях (Втор 28:3)
II
Г возникают в местностях с оседлым населением как поселки ремесленников и торговцев, зачастую как резиденции властителей (ср многочисл сир-палест царства, те города-государства) Поэтому Г всегда олицетворяет политич власть В качестве первых основателей городов в Библии названы Каин(Быт 4:17) и Нимрод(Быт 10:8-12) Особую роль, как центры торговли, перекрестки торг путей и места средоточия властных структур в Палестине играли, с одной стороны, портовые Г финикийцев на западе, с другой, - Г на окраине пустыни, на границах обжитых кочевниками областей, такие как Дамаск, Равва, Петра и Вирсавия (Беэр-Шева)
III:
1) значение и благополучие Г зависели от различных обстоят-в Плодородная земля в окрестностях должна была гарантировать снабжение Г пищевыми продуктами (ср Ис 28:1), а хорошие источники были необходимы для орошения земли и гор водоснабжения Для строит-ва Г охотно выбирали труднодоступные, со всех сторон окруженные долинами возвышенности (ср Нав 11:13; Мф 5:14), по возможности располож вблизи дорог (ср Иерихон,Капернаум,Самария,Сихем; см Дорога) Г, впоследствии ставшие торг центрами, служили окрестным селам и городкам местами отправления правосудия, а в воен время - крепостями, где могло укрыться население (срНеем 11:25;Иез 38:11);
2) стратегически выгодное положение Г усиливалось строит-вом крепостей, часто довольно внушительных (см Крепость, укрепление) Напр, стены Мегиддо были толщиной до 8 м, а выc - 5-10 м Гигантские, иногда двойные, гор ворота наглухо закрывались при появлении врага Основательные, выдававшиеся вперед башни и брустверы повышали оборонительную мощь городов Последним прибежищем внутри города чаще всего служила цитадель;
3) гор застройка занимала, как правило, небольшую площадь (Мегиддо 5 га; Сихем 4 га; Иерихон 2,5 га), поэтому улицы и переулки были узкими Большие собрания народа предпочитали устраивать у ворот, место у к-рых в ветхозаветные времена заменяло рыночную площадь (Торжище) Здесь осуществлялось правосудие(ср Пс 117:19; Притч 22:22) и оглашались решения гор властей Ремесленники, изготовлявшие одну и ту же продукцию, нередко населяли в городах свою улицу, напр, пекари (Иер 37:21) или златоделы На определ улицах концентрировались мелочные торговцы (3Цар 20:34; Неем 3:31) В тех Г, где не было своих источников, строились водопроводы, как, напр, в см Иерусалиме (4Цар 20:20; Ис 7:3; 22:9,11 - Силоам) или водосборники (см Камень Меши) В эллинистич и рим периоды, особенно при Ироде Великом и его преемниках, гор строительство стало принимать огромные размеры Властители занялись украшением своих Г; сооружались дороги, насаждались сады и рощи (напр, - Иерихон; ср Лк 19:4), создавались рыночные площади и амфитеатры (см Иерусалим, см Самария);
4)Библия доносит до нас лишь отрывочные сведения о гор администрации Управление Г осуществляли его старейшины(1Цар 11:3) Не у всех Г было свое судопроизводство, но, вероятно, в каждом имелись надзирающие за порядком служащие (см Торжище, рынок, базарная площадь) Во главе горуправления, согл Закону Моисея, стояли старейшины, судьи,чиновники и писцы (ср Втор 16:18; 19:1-13; 21:2, 19), к-рые были ответственны за налогообложение и за состояние оборонит сооружений и дорог О градоначальниках и начальниках гор полуокругов сообщается в 3Цар 22:26; 4 Цар 23:8; 2 Пар 18:25; НеемЗ:18 На гор башнях несли вахту дозорные (2Цар 18:24; 4Цар 9:17 и след), в то время как "стражи" заботились о порядке в самом Г (Пс 126:1; Песнь 3:3 и проч) В Иез 13:9, вероятно, упоминается список граждан израильских городов Рим города, как правило, управлялись преторамиили дуумвирами (гречстритегой) Преторам, как и рим консулам, подчинялись ликторы, или "городские служители" (Деян 16:35,38) Греч Фессалониками управлял гор начальник, "политарх" (Деян 17:6,8, в Синод, пер - "городские начальники"), Эфесом, городом с мировой известностью - см блюститель порядка, "грамматеус" (Деян 19:35)
IV
Застройка и внутр структура Г отражали определ эпоху Гор стены в бронзовом веке были столь мощными, что соглядатаи сообщают: "города там большие и с укреплениями до небес" (Втор 1:28) Стены Г железного века в большинстве своем менее мощны Часто при раскопках они оказываются давно обвалившимися, в то время как стены, сохранившиеся от бронзового века и послужившие им фундаментом, еще стоят Архитектура Г соответствует господствовавшим тогда политич и социальным условиям Толстые стены бронзового века восходят ко времени хананеев, когда население, по указанию гор князей (царей), должно было исполнять подневольные работы Такого рода царствования, при к-ром население, как рабочая сила, было полностью подчинено произволу царя, израильтяне сначала не знали Большое строит-во в Израиле начинается при Соломоне Для этого было привлечено к оброчным работам (см Принудительные работы) покоренное ханан население (3Цар 9:15,20 и след) Мощные укрепления Мицпы (см Массифа) и других погран городов свидет-вуют о войнах между Иудейским и Израильским царствами после их разделения Широкомасштабное эллинистич гор строит-во дает наглядное представление о проникновении в Палестину греч культуры
V:
1) название Г нередко дает сведения о:
а) его положении: Рама, Рамоф др-евр "высота" - город, располож на горе, холме; "авел" - луг, речная долина (2Цар 20:15), "эйн" (в Синод, пер иноща - "ен") или "аин" - "источник" (Нав 15:34), "беер" (в Синод пер-"вир") -"колодец" (Нав 15:28),"Эмек" (в Синод, пер - "емек") - "долина" (Нав 18:21);
б) плодородии окрестных земель и занятиях жителей Г: Виффагия = "дом смокв"; Махалев = "тучность"; Вифсаида = "дом рыбной ловли"; Вифлеем = "дом хлеба";
в) поклонении некоему божеству: см Аштероф-Карнаим = "рога Астарты"; Беф-Дагон = "дом Дагона"; Иерихон = "лунный";
г) покровителе или основателе Г: Кесария названа в честь "кесаря" (цезаря) Августа, Антипатрида названа так Иродом Великим в честь своего отца Самария получила греч название "Себастия" также в честь см Августа;
2)Иерусалим как столица, те главный город страны, неоднократно обозначен просто как "город" (Мф 21:17 и след; 26:18; 28:11; Лк 19:41)
VI
См отдельные статьи о важнейших городах, например см Вавилон, см Беф-Сан, см Дамаск, см Иерусалим, см Мегиддо, см Самария , см Сихем и проч, а также см Города-убежища, см Левиты, см Небесный Иерусалим



















Определения, значения слова в других словарях:

Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын
ГОРОД — символ цивилизационного центра. Символика города определялась в древности и Средневековье как модель мироздания. Центр города, как правило, располагался на горе или на холме, где возводилось главное культовое сооружение, — "эта дорога ведет к Храму?". Города...

Поделиться:

Реклама