Гомилетика - это...
ГОМИЛЕТИКА (от греч. "общаюсь с людьми") — 1) теория церковной проповеди; 2) правила составления проповедей; руководство по церковному красноречию. Термин "Г." связан со словом гомилия (греч. homilia — собрание, сообщество; беседа, учение), которым в первые века христианства называли безыскусную проповедь предстоятеля, сопровождавшую литургию и чтение Св. Писания. Нормативные руководства для проповедников долгое время отсутствовали. Считалось, что пастырское слово о Боге не нуждается в риторических украшениях и что искренняя вера подскажет нужное слово. Отчасти такие взгляды поддерживались видимой простотой, композиционной "невыстроенностью" Нагорной Проповеди или посланий ап. Павла. Поэтому на технику проповеди не обращалось специального внимания. Один из отцов Западной Церкви Папа Григорий Великий в Пастырском попечении (ок. 591) писал: "Кого Господь наполнил, того он тотчас делает красноречивым".
Однако с развитием светской европейской риторики, по мере роста популярности руководств о том, как составлять письма и деловые бумаги, в 13—14 вв. появляются учебники и по церковному красноречию (лат. ars praedicandi — искусство проповеди). В университетах на факультетах теологии стали учить т. н. "тематической" проповеди, отличая ее от гомилии как проповеди "свободной" и безыскусной. В "тематической" проповеди требовалось по определенным логическим и риторическим правилам развивать "тему", заявленную в заглавии проповеди. "Темой" могла быть строка из Писания, похвала празднику или святому (в день памяти которого идет служба), толкование имени святого или вообще любого имени, рассуждение о событии, годовщина которого приходится на день службы, и т. д. Такие проповеди читались в храмах, т. е. были видом устной публичной торжественной речи, однако они готовились заранее, т. е. существовали и в письменной форме, и нередко впоследствии печатались в качестве сочинений, представляющих самостоятельную богословско-публицистическую и эстетическую ценность. "Тематическая" проповедь (ее еще называли "университетской") несколько веков ощущалась как вершина церковно-риторической учености.
В ряду знаменитых руководств по ученому церковному красноречию есть и украинская гомилетика — "Наука, албо Способ зложеня казаня" (1659) Иоанникия Галятовского, ректора Киево-Могилянского коллегиума, эрудита и полемиста. Он напечатал этот трактат в книге "Ключ разумения" — сборнике своих казаний (проповедей), предназначенных в качестве образца и практического пособия для проповедников. Автор подробно и просто рассказывает о двух жанрах проповеди — на воскресение и похороны. Г. написана как советы опытного проповедника начинающим о том, как выбирать и развертывать тему, как делать проповедь связной, как добиваться внимания слушателей, как, говоря о неправедном богатстве, не слишком смущать и пугать богатых, как не приводить людей в отчаяние надгробным словом и т. д. Это первая у восточных славян печатная риторика. В 17 в. она дважды переиздавалась (в Киеве и Львове), переводилась на церковно-славянский язык для Московской Руси и была настольной книгой для многих поколений священников. Имеются два научных издания "Ключа разумения" Галятовского (вместе с Г.) — факсимильное (Рим, 1975) и наборное (Киев, 1985).
Проповедь в известном смысле противостоит богослужению (литургии) и чтению отрывков из Писания в храме. Если чинопоследование служб строго задано Служебником и Типиконом, то проповедь — жанр менее обязательный, менее ответственный и более свободный. Поэтому новые тенденции в конфессиональной области обычно проявляются раньше всего именно в проповеди. Достаточно сказать, что вхождение народных языков в храм начиналось с проповеди, затем разрешалось на народном языке читать Писание, позже — новые молитвы и песнопения и только в последнюю очередь народный язык допускался в литургию.
Н. Б. Мечковская
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: