Голосовкер - это...
ГОЛОСОВКЕР Яков Эммануилович (1890-1967) - российский философ, культуролог, филолог Учился на историко-филологическом факультете Киевского университета Параллельно занимался философией (работы по Сафо и Г Рик-керту) В 1913 издал сборник стихотворений "Сад души моей" (под псевдонимом) После окончания университета работал директором гимназии в Москве Сотрудничал с Наркомпро-сом В 1919-1920 - в Крыму В 1922-1923 - в Германии, где слушал лекции филолога Виламовица-Милендорфа После возвращения читал лекции (2-й МГУ, Высшие литературные курсы, Высший литературно-художественный институт) по античной культуре, занимался переводами (древнегреч лириков, немецких романтиков, Ф Ницше для издательства "Academia"), писал работы по философии, теории перевода, истории литературы и художественные произведения В 1936-1939 - в лагере в Воркуте, затем (1939-1942) - в ссылке в г Александрове Все рукописи Г погибли и были им частично восстановлены после возвращения из ссылки В конце войны входил в Горацианский кружок (Б Пастернак, А Тарковский, И Сельвинский и др) В 40-х - 50-х создал "Антологию античной лирики в русских переводах, начиная с 18 в" (не опубликована) Опубликованные философские работы: статья "Поэтика и эстетика Гельдерлина" (1961), эссе "Достоевский и Кант" (1963), книга "Логика мифа" (1987) Основной философский труд - "Имагинатив-ный абсолют" (рукопись 1928-1936 не сохранилась, восстановлена - последняя редакция - 1961) Высший уровень мышления, согласно Г, - имагинация (лат imago - образ) - творческое воображение, порождение смыслообразов Воображая, мы одновременно понимаем Воображение абсолютно и предопределяет человеческое познание и творчество Г стремится к рациональному развенчанию "рацио", избегая крайностей идеализма, мистицизма и тд Необходимость рождения имагинативного Абсолюта является в человеке одновременно голосом культуры и природы, ищущих взаимного соединения вне меня при неразрывности внутри меня Культура и природа - одно начало, осуществляемое через человека его духом, которому необходимо вернуть его место в единстве природы и культуры Беспредпосылоч-ный характер имагинативного Абсолюта трактуется как его естественность и инстинктивность В концепции Г нет места трансценденции, на ее месте - идея космического разума (В этом отношении Г развивал традиции русского космизма) Человеку изначально присуще стремление к перманентному воспроизводству и созданию духовных ценностей (инстинкт культуры) Культура аккумулирует предикаты Бога: свободу, созидательность (творение - творчество), бессмертность Инстинкт культуры - это скрывающийся под разными именами "дух" - то, что пробуждает в человеке человечность Он требует от человека стремления к постоянному, абсолютному, те бессмертному Бессмертие природы превращается в бессмертие культуры Для культурных ценностей не существует закона естественной смерти Самостоятельной жизнью имагинативной реальности является традиция, задающая бесконечность перспективы человеческому творчеству Ограничение творчества и познания, блокирование воображения приводит к потере смыслов, абсолютов в культуре, превращая последнюю в механицизм цивилизации, обнажая низшие (вегетативные и сексуальные) инстинкты, выпячивая на первый план логичность рассудка, те приводя к вакууму (пустоте) культуры Наиболее полно имаги-нативный Абсолют выражается через философию, а наиболее полно воплощается в мифе Познается он энигмативной (греч enigma - загадка) логикой и отображается в энигмативном знании (отгадывающем, схватывающем, порождающем, а не объясняющем) С этих позиций логика мифа предстает не как логика дискурсивного мышления, а как "логика алогии", не признающая принципов последовательности, непротиворечивости, различения истины и заблуждения и тд (В мифе противоречия не нуждаются в разрешении, выход из дилеммы есть синтез) Это логика чудесного, которое укоренено в культуре не менее, чем действительное Миф - это структура, выдающая себя за аморфность Она обнаруживается через имагинативный анализ его фабулы ("история" мифа), образов ("динамика" мифа) и смыслов ("диалектика" мифа) Отсюда авторская концепция "диалектической логики", акцентирующаяся на вскрытии структур "постоянства-в-измен-чивости" (природа) и "изменчивости-в-постоянстве" (культура) и их отношениях между собой Г формулирует основные законы - энигмы такой логики: закон осуществленного противоречия, закон сложности простоты, закон "оксюморона" (контраста), закон диалектико-синтетического взаимоотношения, закон транссубъективной реальности смыслообраза, закон единства-в-многообразии, закон метаморфозы, закон амбивалентности Верховный закон - закон господствующей силы, изменчивости в постоянстве (энигма культуры вообще), вводящий представление об имагинативном Абсолюте Новые прочтения (интерпретации) в культуре проявляют и дополняют заложенную в ней (прежде всего в мифе) структуру и оказываются метафорами ее предшествующего этапа В своих анализах мифа и его роли в культуре Г оказывается созвучным многим идеям Леви-Стросса, Ваш-ляра, Лосева и др центральных фигур философии 20 в Г утверждал, что все его сочинения суть только отдельные моменты мифа его жизни
Поделиться: