Гностики - это...

ГНО́СТИКИ (от греч. γνω̃σις — "познавание, узнавание, знание") — синкретическое религиозное учение, объединявшее в себе воззрения греческой философии, иудейского богословия и восточных религий.

Учение Г. дуалистично. По мнению Г., существует высшая духовная сверхчувственная сущность, источник добра и света. Мир чувственный есть средоточие зла — другое, независимое начало. Между божеством и материей находится ряд промежуточных ступеней — эонов, одним из которых гностики представляют Христа.

Гностическое учение, согласно положениям которого тело Иисуса Христа было прозрачным, а Его страдания — лишь кажущимися, называется докетизмом. Иначе говоря, согласно учению Г., Христос не имел материальной связи с миром, т.к. мир, будучи материальным, есть зло. Докетизм был осужден на церковных соборах как ересь.

Центральным в учении гностицизма является образ Софии (Премудрости) как Чистого духовного существа, из которого состоит Плерома (полнота разума). От любви Софии рождается плод, который изгоняется из Плеромы и из которого произойдет хаос. Христианская Троица в гностицизме — великая Триада, олицетворенная в Материи, Демиурге и Искупителе. Окончательным актом мировой жизни является возвращение всех составных частей Плеромы в нее саму и "восстановление всех вещей".

Основная задача Г. состояла в мистическом познании эонов. Для достижения этой цели Г. придерживались строгого образа жизни; к браку относились как к чему-то постыдному и нечистому (как связанному с материей). Г. делили людей на людей земных (т. е. связанных с материей), пневматиков (духовных людей, достигающих божественного света) и психиков (людей, обладающих наибольшей духовностью, способных возвыситься до демиурга). Наше восхождение возможно, если разбудить частицу духовного мира, которая находится в некоторых из нас.

В гностицизме можно выделить три направления: языческий, иудейский и христианский гнозис. Христианский гнозис представлен двумя основными течениями: сирийская школа (офиты, Саторнил, Василид, маркиониты, Вардесан) и александрийская школа (карпократиане, валентиниане).

Офи́ты — приверженцы гностического учения, которых также называли офинианами, наассенами (Ипполит II), сефианами (бл. Феодорит) и т. п. Первые упоминания об офитах дошли до нас из произведений св. Иринея, Оригена и Ипполита. Мы не имеем четких сведений ни о времени происхождения, ни о природе семейства офитов, однако известно, что само название восходит к концу II в. — началу III в.

Полагают, что офиты имеют особое отношение к змее (или почитают ее, или змея занимает отдельное место в их учении). Однако, вопреки этому мнению, у египетских офитов лишь иногда встречаются упоминания о змеях. Змея может играть в учении офитов двоякую роль. С одной стороны, ей могут поклоняться как существу, принадлежащему к высшему миру; с другой — ее могут считать началом, принадлежащим к Хаосу, недостойным поклонения.

Некоторые исследователи (например, М. Э. Поснов) полагают, что офитство стоит у истоков гностицизма и происходит из вавилоно-персидской религии за несколько веков до Р. Х.

Маркиони́ты — последователи гностика Маркиона (II в. н. э.), проповедовавшего докетическое и дуалистическое учение. Согласно учению Маркиона, в мире существовали два бога: один — ветхозаветный Бог, творец мира, был несовершенным в силу того, что сотворил несовершенный материальный мир; другой — Бог Любви, Христос, которого христиане ошибочно спутали с Творцом-Демиургом. Маркиониты оспаривали человеческую природу Христа и считали Его страдания призрачными. Исповедовали аскетический образ жизни и отказ от брака. Общины маркионитов продолжали существовать до VII в.

Карпократиа́не — Г., получившие свое название по имени Карпократа из Александрии. Согласно учению карпократиан, все люди имеют тело, происходящее из земли, и душу, томящуюся в этом теле. Христос в этом плане мало чем отличался от людей, и следовательно, Его тело не могло быть подвержено воскресению. Сопротивляясь законам мироздания, души могут обрести спасение. Карпократиане верили в переселение душ и выступали в пользу метафизического дуализма, полагая, что одновременно существуют Бог и дьявол. Одна из особенностей карпократианства — наличие у них иконографической живописи.

Валентиниа́не — сторонники наиболее известного гностического направления, получившего свое название по имени гностика Валентина (до 135—160). Валентиниан принято делить на анатолийскую (восточную) и италийскую (западную) школы, между которыми, впрочем, нет большого различия. Среди наиболее известных последователей Валентина выделяют Птоломея, Гераклеона, Марка, Секунда и др.

Из течений, представляющих собой смесь иудеохристианства и гностицизма, следует также упомянуть елказаи́тов. Принято считать, что свое название течение получило от некоего Елксая (Елкесая) (жил во времена имп. Траяна); однако его существование признается сомнительным многими исследователями.

Елказаиты исповедовали гностический дуализм. Кроме того, они допускали возможности многократного воплощения Христа. Особенности культа — призывание в свидетели стихий при частых омовениях, которые использовались елказаитами для очищения от грехов и исцеления от болезней. Последователи учения отрицательно относились к телесным удовольствиям и проповедовали аскетизм.

Литература: Поснов М. Э. Гностицизм II века и победа Христианской Церкви над ним. Брюссель, 1991; Тертуллиан. Против Гермогена // Тертуллиан. Избр. соч. М., 1994. С. 130—160; Св. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. С. 19—86, 101—108; Светлов Р. В. Гнозис и экзегетика. СПб., 1998.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(от греч. gnostikds -имеющий знание) - представители религ.-теософич. движения поздней античности, получившего позднее название «гностицизм». Различают гностицизм иуд., языч. и связанный с христианством. Последний, в свою очередь, подразделяется на популярный и фи-лос. (Валентин...
Философский словарь
(Греч.) Философы, которые формулировали и учили Гнозису или Знанию (см.). Они процветали в первые три столетия Христианской эры; широко известными были Валентин, Василид, Маркион, Симон Маг и т.д.

Поделиться:

Реклама

Гонконг - город, соединивший Восток и Запад.