Глюксман (glucksmann) Андре - это...
(р. 1937) - франц. философ, приобретший известность в 70-е годы как один из лидеров "новых философов". Сотрудник Национального Центра научных исследований. Проблематика философских исследований Г. во многом обусловлена его активным участием в студенческом движении конца 60-х - начала 70-х годов (сначала в маоистском Союзе коммунистической марксистско-ленинской молодежи, затем в Пролетарской левой) и последующим отказом от идей левого радикализма. В начале своей научной карьеры Г., будучи ассистентом Арона, написал обративший на себя вниманиетрактат "Рассуждение о войне" (1967), в котором проблема войны рассматривается как центральная для современной цивилизации. Г. поднимает уровень анализа проблемы войны с конкретно-политического до философского, в результате доктрина К. Клаузевица предстает не только как применение идей Гегеля к военной стратегии и тактике, но и как один из двух существующих типов мировосприятия: война как система сопротивления, как революция, в противовес войне как абсолютному уничтожению. Современная история, по Г., - противоборство этих позиций. В более поздних работах ("Европа 2004", 1980; "Сила головокружения", 1983 и др.) отношение Г. к войне зависит от анализа внутренних проблем социальных систем, прежде всего тоталитарных режимов. В кн. "Кухарка и людоед" (1975) Г. пытается представить насилие как логическое следствие марксистской теории, как неотъемлемую часть проекта коммунистического общества. Положение Г. о необходимости опровержения предшествующей идеологии как источника тоталитаризма стало объединяющим для "новых философов". Согласно Г., сутьсоциума - отношения господства - подчинения; поэтому общество и необходимо присущее ему государство воплощают тоталитаризм. Достижение в нем свободы невозможно: во-первых, ее нет для членов общества, поскольку всегда есть "отсутствующий Господин", создавший это общество и придумавший для него законы; во-вторых, общество несвободно как целое, поскольку, будучи обществом равных (Г. имеет в виду реализацию эгалитаристских идеалов), вводит для самого себя дисциплину - "этот всеобщий рациональныйпринцип порабощения"; в-третьих, вовне такое общество также "излучает" несвободу, поскольку должно обеспечиваться экономически ("Господа мыслители", 1977). Революция, по мнению Г., не может изменить природу социума и служит в конечном счете укреплению властных отношений. Поэтому главными виновниками разрастающегося тоталитаризма, укрепляющегося благодаря эгалитаристским иллюзиям людей, Г. считает создателей революционных теорий и относит к ним прежде всего Фихте, Гегеля, Ницше и Маркса. Используя терминологию Лакана, Фуко, Деррида, Г. представляет историю как реализацию идей, выраженных в "текстах" великих авторитетов, созданных как "дискурс Властителя" специально для достижения господства. Одновременно активистские идеологии оцениваются Г. как некие социодицеи - попытки примирить какую-либо модель общества (или ее осуществленное изменение, сообразно "благим" или "разумным" началам) и наличие социальной несправедливости. Г. обращает внимание на то, что любая система ценностей начинает функционировать в обществе как довлеющий человекустереотип - это Г. называет "глупостью" ("Глупость", 1985). Главной из таких глупостей Г. считает идею блага, на которой построены как левые, так и правые идеологии и которая показала как свою историческую несостоятельность, так и теоретическую абсурдность. Г. рассматривает социально-психологическую обусловленность существования господствующих идеологий и возможность отдельного философа им противостоять; образцом Г. считает Сократа ("Цинизм и страсть", 1981). В последнее время Г. обращается и к Декарту, который в новой интерпретации Г. отличается от "господ-мыслителей" тем, что не строит "позитивной" идеологии, а "раскрывает заблуждения". Декарта Г. представляет как философа универсального сомнения, наследие которого должно стать главным источником восстановления интеллектуализма во Франции. Г. присоединяется к концепции негативного гуманизма, У истоков которой, по Г., стоял Декарт: это видение человека не в лучших, а в худших его проявлениях - не идеал, а принятие ужаса реальноети. Позитивная программа Г. пессимистична: уклонение от борьбы и конфликта позволяет избежать катастрофы, реализовать гуманизм и сохранить единичное, но оно обречено на одиночество ("Декарт - это Франция", 1987). Сохраняющаяся популярность работ Г. объясняется тем, что в них своеобразно преломляются идеи различных философских течений и находит концептуальное выражение свойственное многим интеллектуалам умонастроение. A.A. Костикова Le discours de la guerre. P., 1967; La cuisiniere et le mangeur d&hommes. P., 1975; Les maitres penseurs. P.,1977; Europe 2004. P., 1980; Cynisme et passion. P., 1981; La force du vertige. P., 1983; La betise. P., 1985; Descartes c&est la France. P.,1987.
Поделиться: