Глоссолалия - это...
ГЛОССОЛАЛИЯ (от греч. "язык" и "лепетать, болтать") — 1) в патопсихологии речи — вид речевого расстройства, состоящий в произнесении бессмысленных сочетаний звуков, сохраняющих, однако, некоторые признаки обычной речи (акустическую выделенность ударных слогов, типичные — для данного языка звуковые последовательности, интонацию и т. п.); 2) в культовой практике ряда религиозных течений — трансцендентная способность говорить и понимать на "непонятном языке", дарованная верующему при его мистическом единении с небесными силами, в состоянии религиозного экстаза, просветления и т. п.
Пример глоссолалических стихов был приведен в описании хлыстовских радений А. Мельниковым-Печерским ("На горах", ч. III, глава V): А писано тамо: / "Савишраи само / Капиласта гандря / Дараната шантра / Сункара пуруша / Моя дева Луша". Как показал В. Н. Топоров, этот текст представляет собой искусственно составленную цепочку из слов санскрита, обладающих высокой сакральной значимостью в ведической традиции (см. Веды). Г. и другие речевые аномалии, прорывы и сбои, сопутствующие пограничным состояниям психики (транс, прострация, предкоматозное и шизоидное состояния и т. п.), в религиоведческом аспекте нередко оказываются связанными с мистическими поисками верующих. Простой и ясной речи мистик предпочитает метафору, парадокс, иносказание, двоящиеся смыслы, размытые границы категорий, недоговоренность. Мистик не стремится быть понятым. Возможно, он не стремится и к эзотеризму, но если его тексты оказываются не понятными, он не сделает шага навстречу ученику. Скорее, он увлечет неофита красотой тайны и поэзией непонимания. Мистик не удовлетворяется вербальной коммуникацией и ищет иных каналов связи — в том числе интуитивных, внерациональных, паранормальных, патологических. С такого рода поисками связано апофатическое богословие, многосмысленные и вместе с тем как бы недоговоренные и потому "темные тексты" (имеющиеся во многих мистических традициях), шаманские экстатические выкрики, заговоры-абракадабры и подобные явления. В Новом Завете в связи с феноменом Г. (апостольского "говорения языками" на Троицу [см.]) сформулированы важнейшие дилеммы религиозной коммуникации — о том, как сочетать мистический "дар языков" с "назиданием" многих. Раннее христианство, жившее еще недавней памятью об Иисусе Христе и верой в его скорое второе пришествие, в единение с Богом, было по своим устремлениям глубоко мистично. Вместе с тем для первых христиан не был характерен эзотеризм. Напротив, апостолы несли учение людям и не жалели усилий для его распространения и популяризации. Согласно Деяниям святых апостолов, дар языков", который Св. Дух ниспослал апостолам на Троицу (в день иудейского праздника Шавуот [см.], или Пятидесятницы), позволяет услышать и передать Благую Весть на языках всех народов: "И явились им [апостолам. — Н. М.] разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились" (Деян 2:3—8).
Позже ап. Павел, крупнейший проповедник новой веры (заслуживший славу апостола языков, т. е. "посланника Бога к народам"), в Первом послании к Коринфянам формулирует дилемму "говорения языками" или "назидания" и ее церковно-проповедническое решение. В "даре языков", т. е. в способности говорить на "незнакомом" ("несуществующем") языке, он видит мистическую одаренность, позволяющую тому, кто наделен этим даром, приблизиться к Богу. Однако, по мысли Павла, Церковь более нуждается в тех, кто может говорить на языке, понятном многим (в его терминологии, — пророчествовать): "Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя, а кто пророчествует, тот назидает церковь [...] Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. А потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования [...] я более вас всех говорю языками; Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке" (1 Кор 14:2—19).
Н. Б. Мечковская
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: