Глакман - это...
ГЛАКМАН (Gluckman) Макс (1911-1975) - британский антрополог Родился в Южной Африке в еврейской семье, эмигрировавшей из Российской империи Эти обстоятельства в дальнейшем сильно повлияли на формирование мировоззрения Г, который с большим сочувствием относился к негритянскому населению и резко критиковал политическую систему Южной Африки Изучал право и антропологию в Университете Витватерсранд (Witwatersrand) и Оксфорде Докторская диссертация по антропологии (1938) посвящена роли религиозных ритуалов в поддержании социального порядка у народов банту В 1949-1971 - профессор и декан созданного им же факультета антропологии в Манчестерском университете Организатор знаменитых Манчестерских семинаров, посвященных анализу полевых этнографических материалов Научную известность Г приобрел благодаря исследованиям, посвященным роли конфликта в социальной жизни традиционного общества Взгляды Г формировались под влиянием идей Дюркгейма и Радклифф-Брауна Г отталкивался от их положений о том, что общество представляет собой моральный порядок, способный сохранять себя несмотря на конфликты между его членами, преследующими собственные интересы и, даже, восстающих против социального принуждения Вместе с тем, Г считал, что конфликты представляют собой нормальные (и даже "здоровые") явления социальной жизни, вполне совместимые с поддержанием социального порядка По Г, конфликты, включенные в структуру общественных взаимоотношений на протяжении длительного периода времени, на самом деле ведут к воспроизводству общественной солидарности Кровная вражда, ненависть к социальным лидерам, отчужденность во внутрисемейных отношениях, колдовство и даже система апартеида, все это, по Г, лишь "зерно для помола на социальной мельнице" Социальный порядок представлялся Г как баланс различных форм взаимозависимостей В конкретных социальных ситуациях конфликт может быть уравновешен дополнительными формами зависимости между его участниками Даже бунт, протекающий в рамках "ритуала восстания", способствует укреплению традиционного социального порядка Такой подход к феномену конфликта не означает, что Г не понимал значения социальных потрясений, приводящих к полному изменению социальной структуры общества Такие явления оставались вне поля его зрения как антрополога, занимавшегося изучением социальных структур традиционного общества Основные сочинения: "Обычай и конфликт в Африке" (1955); "Очерки о ритуале социальных отношений" (1962); "Порядок и бунт в племенной Африке" (1963) и др
Поделиться: