Гиллуй-арайот - это...
ГИЛЛУЙ-АРАЙОТ (букв. с иврита — "обнажение наготы") — в иудаизме — обозначение кровосмешения (инцеста) как одного из трех величайших грехов, на которые наложен строжайший запрет. В Торе, или Пятикнижии Моисеевом (Лев 18:7—18), перечисляются лица, вступление в сексуальную связь с которыми квалифицируется как Г.-А.: отец, мать, жена отца, сестра (дочь отца или дочь матери), дочь сына и дочь дочери, сестра по отцу (при этом неясно, в чем отличие от "дочери отца"), сестра отца и сестра матери, брат отца и его жена, невестка, жена брата, дочь или внучка жены (и наоборот, ее мать или бабка), сестра жены (если брак с последней остается в силе). При этом Тора предписывает разные наказания за различные виды кровосмешения. Так, сожжение предписано только за кровосмесительную связь с тещей (Лев 20:14), но в других случаях не указывается, какой вид казни нужно избрать (Лев 20:11—12, 17, 19—21), причем в ряде этих случаев (Лев 20:17, 20, 21), вероятно, предполагается не смертная казнь.
В Талмуде Г.-А. рассматривается как один из трех самых тяжких (смертных) грехов — наряду с убийством и идолопоклонством (см. Авода зара) — и не может быть оправдано даже тогда, когда оно было совершено под угрозой смерти (Санѓедрин 74а), в целях спасения жизни (см. Пиккуах нефеш) другого человека (Тосефта, Шаббат 15:17) или по какой-либо медицинской причине (Талмуд Йерушалми, Шаббат 14:4). В Талмуде Г.-А. разделены на три категории: наказуемые побитием камней (связь с матерью, мачехой или невесткой; Санѓедрин 7:4); наказуемые сожжением (связь с дочерью или внучкой, падчерицей или ее дочерью, с тещей или ее матерью; Санѓедрин 9:1); наказуемые каретом или бичеванием (все остальные; Мишне Тора, Иссурей Биа 1:4—7). Обсуждая эти тяжкие преступления, за которые следует как судебное, так и Божественное наказание, мудрецы установили правило, по которому суд может вынести смертный приговор лишь тогда, когда есть свидетели и когда было сделано предупреждение о том, что поступок наказуем. Если свидетелей нет или преступники не были предупреждены, наказание должно последовать только от Бога (Мишне Тора, Иссурей Биа 1:2—3). Не подлежит наказанию спящий, неосведомленный и ребенок, над которыми совершено Г.-А. Ѓалаха прямо не запрещает случайные половые связи (в том числе и проституцию), но осуждает их, и помимо прочего потому, что в случае рождения детей от неизвестного отца в будущем может свершиться страшнейшее преступление — Г.-А.
Как известно, в Торе есть описание случаев Г.-А.: так, Авраам женился на дочери отца (Быт 20:12), т. е. на своей сводной сестре, но крайне важно, что не на единоутробной, т. е. сестре по матери; Йааков, или Иаков, женился на двух сестрах, но, в общем-то, поневоле, в результате трагической случайности (Быт 29:11; см. Тора). Раввинистические авторитеты объясняют это тем, что в те древние времена Патриархи еще следовали законам Ноевых сынов, менее строгим, чем законы Торы, которые еще не были даны во всей полноте. Но есть и более тяжкие случаи Г.-А., как в эпизоде с Лотом и его дочерьми (Быт 19:29—38), когда, по логике Торы, тяжкое преступление отразилось на дальнейшей судьбе народов, произошедших от Аммона и Моава — плодов инцеста. В результате инцеста появляются и первые дети у сыновей и дочерей Адама и Евы, но это мотивируется жесткой необходимостью продолжения рода человеческого, отсутствия других семей. Безусловно, эти эпизоды несут в себе мифологическую "память" об отдаленном прошлом человечества и демонстрируют переосмысление Торой первобытной архаики и языческого подхода к сакральности инцестуального брака.
Поделиться: