Гиллель - это...
ЃИЛЛЕЛЬ (кон. 1 в. до н. э. — нач. 1 в. н. э.) — самый выдающийся из законоучителей в иудаизме эпохи Второго Храма, принадлежавший к движению перушим, или фарисеев; один из первых таннаев, основатель главной линии еврейского закона — Ѓалахи, родоначальник школы, названной его именем, — Бет-Ѓиллель (букв. "дом Ѓиллеля").
Ѓ. родился в еврейской диаспоре на территории бывшей Вавилонии (отсюда еще одно его именование — Ѓ. Вавилонский). Согласно указанию Талмуда, принадлежал к роду Давида и носил почетный титул ѓа-Закен ("Старейшина"), который обычно носили главы общины или члены верховного суда — бет-дина. Кроме того, Ѓ. занимал должность наси — главы Сангедрина, высшего органа самоуправления в Иудее. Согласно традиции, он был назначен на этот пост за 100 лет до разушения Храма, т. е. в 30 г. до н. э., и занимал его на протяжении 40 лет, т. е. до 10 г. н. э., однако исследователи называют интервал между 10 г. до н. э. и 10 г. н. э. За великие заслуги Ѓ. его потомки пожизненно занимали должность наси на протяжении 400 лет. Главным оппонентом Ѓ. по вопросам Ѓалахи был Шаммай, но, в конце концов, победил подход Ѓ. (см. Бет-Ѓиллель и Бет-Шаммай). Ѓ. прославился своей кротостью, терпением, миролюбием и человеколюбием. Он говорил: "Будь учеником Аарона — люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе" (Авот 1:12). Ѓ. исходил из того, что Тору нужно нести каждому, кто стремится к ней, и акцентировал этическую суть Учения. Так, согласно известной притче, однажды к нему явился язычник, решивший изучать Тору, но только в том случае, если рабби Ѓиллель сформулирует ее суть за то время, пока этот язычник простоит на одной ноге. Выслушав это, Г. изрек свое "золотое правило": "Не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой. В этом суть Торы, все остальное — комментарии" (Шаббат 31а). Взгляды ярко запечатлелись в афоризмах, включенных в трактат Мишны Пиркей Авот ("Поучения отцов"). Он говорил о необходимости постоянного самосовершенствования, бескорыстного, не ради славы, изучения Торы, короной которой нельзя пользоваться в утилитарных целях: "Влекущийся за именем — имя свое погубит; кто не прибавляет — теряет; кто не учится — на смерть обречен; кто пользуется короной — исчезнет" (Авот 1:13). Всего в трех кратких вопросах Г. сумел сформулировать важнейшие духовные устремления и заботы подлинно нравственного человека, наделенного сознанием свободы воли и ответственности за себя и другого: "Если не я для себя, кто за меня? Но если я только для себя — что я? И если не теперь, то когда?" (Авот 1:14). Последний вопрос означает, что дело духовного совершенствования нужно начинать немедленно, не откладывая его ни на мгновение.
За установление герменевтических правил в интерпретации Торы, выявляющих в первую очередь ее глубинную духовно-нравственную суть, за новые методы выведения Г. алахот, за обращение сердец к Писанию Г. сравнивали с Эзрой, который тоже пришел из Вавилонии в Иерусалим и утвердил Тору. Ѓ. воспитал множество учеников, о которых в Талмуде говорится: "Ѓ. ѓа-Закен имел восемьдесят учеников. Тридцать из них, подобно нашему учителю Моше [см.], были достойны, чтобы на них покоилась Шехина [см.], тридцать — чтобы ради них остановилось солнце, как оно остановилось ради Йеѓошуа бин Нуна [см. Пророки]; двадцать были средних достоинств. Самым старшим из них был Йонатан бен Уззиэль, а самым младшим — раббан Йоханан бен Заккай [см.], ставший его последним учеником-преемником" (Суккот 28а). Ѓ. стал образцом для подражания, олицетворением подлинного благочестия в иудейской традиции. Согласно преданию, могила Ѓ. находится на г. Мерон.
Г. В. Синило
Поделиться: