Гийом - это...

ГИЙОМ (Guillaume) Гюстав (1883-1960) - французский лингвист, автор идеи и концепции психомеханики языка Преподавал в Школе Высшего образования в Париже (1938-1960) Основные сочинения: "Проблема артикля и ее разрешение во французском языке" (1919), "Время и глагол" (1929), "Архитектоника времени в классических языках", "Лекции по лингвистике Гюстава Гийома" (издание их продолжается по сей день), "Принципы теоретической лингвистики" (опубликованы посмертно, 1973) и др Является создателем теории лингвистического ментализма, которую иначе еще называют феноменологией языка Свои первые очертания теория Г стала обретать в то время, когда в лингвистике стал распространяться структурализм как теория и метод анализа языковых явлений Из школ структурализма (пражской, французской), а также русского формализма, Г ближе всего была версия Соссюра Однако тот вариант структурализма, который был предложен Г в 1919, далеко выходит за рамки структурализма 20-х и может быть признан одной из первых попыток создания постструктуралистской концепции языка Основанием для подобной трактовки идеи Г может служить как то, что он достаточно строго различал понятия структуры и системы (системы и не-системы), так и то, что он стал вводить в лингвистику на целых 30 лет раньше, чем постструктурализм Лакана и Делеза, понятия из области психологии Так же, как и Соссюр, Г различает речевую деятельность, язык и речь Однако в уравнение Соссюра: "Речевая деятельность = язык + речь", Г вносит существенное дополнение - фактор времени, который принципиально меняет представления о том, что есть речевая деятельность У Г, как и у Соссюра, содержится идея целостности рассматриваемого феномена: язык и речь рассматриваются не отдельно, а представляют особое целое - речевую деятельность Во-вторых, речевая деятельность, по Г, есть не просто целое, а есть последовательность, а также параллельность языка и речи: языка, присутствующего в нас постоянно в состоянии возможности, и речи, присутствующей в нас время от времени в состоянии действительности Г уходит от замкнутого на самого себя языка в структурализме (что впоследствии в постструктурализме выразилось в таких понятиях как контекстуализм и универсальная текстуальность), обосновывая ту гипотезу, что в основе и языка и речи лежат психомеханизмы Это означает, что Г соединяет в одной "языковой игре" семиотические коды психологии и лингвистики На первый взгляд кажется, что между введением временности в исходную для понимания речевой деятельности формулу и соединением психологических и лингвистических семиотических кодов нет ничего общего Однако именно понятие времени позволяет снять лингвоцентризм и осуществить выход к феноменологической проблематике: к миру "психических сущностей" Г различал те мыслительные операции, из которых следует построение речи, и те, из которых следует построение языка По аналогии с различием речи и языка Г различает "факт речи" и "факт языка" И если с пониманием первого проблем не возникает - "факт речи" тождественен акту речи, который протекает в определенный момент времени и ограничен временными рамками, то "факт языка" - это совсем другое дело в силу его иного положения в сознании По Г, он представляет собой психический процесс, который произошел в нас в неопределенном прошлом, о чем в нас нет ни малейшего воспоминания Очень важную функцию в теории Г несет на себе различие между психосистематикой языка и психомеханикой языка Данное различие описывает отношение Г к проблеме соотношения языка и мышления Г отходит от традиционной постановки вопроса, которая проявляется повсеместно - тождественны или нет мышление и язык, и если нет, то где и как они пересекаются? Г прибегает к совершенно иной постановке вопроса - он различает собственно мышление и возможность мысленного самослежения По Г, язык есть механизм мышления для перехвата своей собственной деятельности Поэтому то, что мы открываем, изучая язык - это и есть, по Г, "механизмы перехвата", схватывания мышлением самого себя По Г, психосистематика исследует не отношение языка и мышления, а определенные и готовые механизмы, которыми располагает мышление для перехвата самого себя И если язык представляет собой систему средств, которые "порождены" мышлением для мгновенного перехвата своей собственной деятельности, то изучение языка опосредованно приводит нас к познанию мышления вербального Что означает в контексте теории Г понятие "механический"? Оно означает, что речевая деятельность в своей основе имеет реально протекающие психические процессы "Психосистематикой" Г называет науку, изучающую психомеханизмы мышления По Г, она представляет собой новую область лингвистики Г говорил о том, что лингвист-структуралист должен уметь преобразовывать возможность физического словесного высказывания в возможность мысленного словесного высказывания, а возможность мысленного словесного высказывания в начальную возможность мысленного видения Интерпретация идей Г ставит вопрос о существовании в прежнем виде современных парадигм философии и лингвистики Интерпретация касается не только одной из базовых для философии 20 столетия бинарных оппозиций гуманитарного и научного методов познания в духе дильтеевского разграничения "наук о духе" и "наук о природе", но и менее фундаментальных проблем, например, демаркации между методами аналитической философии и феноменологии Именно в рассмотрении этих вопросов состоит значимость концепции Г для современной философии На всем протяжении 20 в очевиден непрекращающийся спор о методе Суть его можно свести к следующему: метод "наук о природе" - экспериментальный, метод "наук о духе" - интроспективный или, предположительно, феноменологический Различие между ними поклонники подобного взгляда на мир видят в разной направленности этих методов: один направлен на "внешний" мир, другой на "внутренний" Построения Г показывают несостоятельность подобного разграничения и обращают внимание на структуру любого "усмотрения" - экспериментального или интроспективного, на то, что в какую бы сторону они не были "направлены", они формируются прежде всего в "возможности мысленного видения" и заканчиваются "действительной речью" Тем самым снимается "разнонаправлен-ность" методов и приходит понимание того, что любой экспериментальный метод в своей основе является глубоко феноменологическим или интроспективным В 1964 (официально открыт в 1973) в Университете имени Лаваля (Квебек, Канада) был создан Фонд Г Аналогичный Фонд открыт в Савойском университете (Франция) В 1968 создана Международная ассоциация психомеханики языка


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
Французский адепт, родился в Нормандии в 1510 г. Его знания были замечены Франсуа I, который послал его в Левант на поиски оккультных манускриптов, где он был принят в Восточное Братство и посвящен. По возвращении во Францию он стал знаменит. Духовенство преследовало его, и...

Поделиться:

Реклама