Гидденс - это...
ГИДДЕНС (Giddens) Энтони (р 1938) - британский социолог и политолог С 1961 - преподаватель социологии в университете Лестера, с 1970 - старший преподаватель социологии в Кембриджском университете, с 1985 по настоящее время - профессор социологии в Кинге Колледже, Кембридж (Великобритания) Автор многочисленных работ по социальной теории, исторической социологии Известен как создатель социальной теории структуризиции Г начал свою научную деятельность с пересмотра работ классиков социальной теории ("Капитализм и современная социальная теория", 1971) На его теоретические взгляды сильно повлияла философия Хайдеггера, в частности, концепция интерпретации времени и бытия Г использует постулат Хайдеггера о том, что ни пространство, ни время не могут быть рассмотрены в современной философии и социальной теории и трактовке Канта, как "структура" (рамки) социальных объектов и их деятельности Понятия пространства и времени могут интерпретироваться только как постоянное преемственное смешение присутствия и отсутствия В первую очередь Г выступает против ставших аксиоматическими теорий "функционализма" и "эволюционизма" По его определению "функционализм" является доктриной, которая: (1) постулирует наличие "потребностей" у социальных систем и обществ, а (2) обеспечивает определение путей, по которым общества удовлетворяют эти потребности, представляет как объяснение того, почему частные и конкретные социальные процессы происходят так, как они происходят Подобную трактовку "функционализма", по Г, включает в себя как "нормативный функционализм" Парсонса, так и "конфликтный функционализм" Мертона Г утверждает, что функционализм основывается на ложном разделении социальной статики и динамики, синхронизации и диахронизации Это приводит к ряду грубых логических ошибок При изучении систем диахронически мы анализируем, как они изменяются во времени, что в рамках функциональной традиции неизбежно приводит к идентификации времени с социальными изменениями Он активно возражает функциональной трактовке социальриваться только в контексте пространственно-временных отношений (понимаемых в соответствии с философской концепцией Хайдеггера) и пониматься как один из элементов среди других в устройстве социальной системы Причем, полемизируя с Марксом, он утверждает, что понятия власти и свободы не являются оппозиционными Напротив, власть лежит глубоко в основе природы человеческого агента и, следовательно, "в свободе действовать иначе" Власть, в соответствии с теорией структуризации, определяется как порождаемая в и через воспроизводство структур доминирования Также Г выступает против отождествления общества с национальным государством Скорее следует говорить о "социальных системах и институтах, которые могут быть (а возможно и нет) ограниченными национальными границами" В настоящее время существует ряд вторичной литературы, продолжающей развитие теории структуризации Г (например, ИДж Коген, "Теория структуризации", 1989) Критики Г обвиняют его в изобретении велосипеда там, где социологические теории социального действия, структуры и изменений уже выработали достаточно ясные варианты ответов Также, как и Парсонса, его обвиняют в отрыве от эмпирической реальности и научном обскурантизме (например: ДжКларк, "ЭГидденс Консенсус и полемика", 1990)
Поделиться: