Гете - это...

ГЕТЕ (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749-1832) - немецкий поэт, просветитель, ученый и философ (Большое Веймарское издание сочинений Г насчитывает 143 тома), который, однако, не считал себя принадлежащим к философскому цеху Тем не менее, философия всегда была в центре духовных интересов Г, пронизывая все его творчество глубокими теоретическими размышлениями Его философию можно считать самостоятельным философским учением, хотя и не изложенном в виде целостной и завершенной концепции Феномен Г являет собой яркий пример скорее возрожденческого, нежели просветительского универсализма, в котором тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания (минералогия, ботаника, физика, остеология и тд) и философско-мировоззренческие поиски В литературно-эстетическом и научном творчестве Г принято различать три периода Первый - "Бури и натиска", когда протест против классицизма приводит его к борьбе за утверждение реализма в искусстве, а последнее понимается как подражание природе и жизни людей Второй - начиная с 80-х гг, во многом под влиянием путешествия по Италии: Г увлекся античностью, которая становится для него идеалом гармоничных отношений между людьми, а высшей целью искусства, по Г, провозглашается красота В это не очень плодотворное для поэзии время Г много занимается наукой: составляет первую геологическую карту Германии, выказывает догадки об эволюционном развитии растительного мира или т н метаморфозе растения ("Метаморфоза растений", 1790); занимается минералогией и анатомией Г обнаружил в 1784 г межчелюстную кость человека как новое свидетельство родства людей со всем живым миром Многочисленные занятия ботаникой, сравнительной анатомией и геологией в значительной мере обогатили его понимание диалектики органического мира и всех его живых форм Третий период литературных, эстетических и мировоззренческих исканий Г связан с последними годами жизни мыслителя, разочаровавшегося в своем стремлении построить мир по античному образцу На первый план в его творчестве выступают реалистические черты его эстетики Г резко критикует немецкий романтизм за его отрыв от жизни и мистицизм Именно в эти годы (1808) появляется знаменитый "Фауст", утверждающий недопустимость отрыва художника от действительности В своих философских поисках Г испытал влияние многих мыслителей: Аристотеля, Плотина, Канта, Гердера, Гегеля и особенно Спинозы с его знаменитой "Этикой", которая учила навсегда освободить ум от различного рода предрассудков Г становится сторонником пантеизма, пытаясь соединить его с идеей развития Для мыслителя было характерно критическое отношение к господствовавшему тогда механицизму, неспособному адекватно объяснить принципы развития природы Последняя рассматривалась Г как развивающееся единое органическое целое Процесс развития идет, согласно Г, через отрицание старого, отжившего постепенным эволюционным путем, минуя скачкообразные переходы Вся природа видилась Г в большей или меньшей мере одухотворенной: " кто хочет высшего, должен хотеть целого, кто занимается духом, должен заниматься природой, кто говорит о природе, тот должен брать дух в качестве предпосылки или молчаливо предполагать его" По мнению Г, "человек как действительное существо поставлен в центр действительного мира и наделен такими органами, что он может познать и произвести действительное и наряду с ним - возможное Он, по-видимому, является органом чувств природы Не все в одинаковой степени, однако все равномерно познают многое, очень многое Но лишь в самых высоких, самых великих людях природа сознает саму себя, и она ощущает и мыслит то, что есть и совершается во все времена" О месте человека во Вселенной Г утверждал: "Все есть гармоническое Единое Всякое творение есть лишь тон, оттенок великой гармонии, которую нужно изучать также в целом и великом, в противном случае всякое единичное будет мертвой буквой Все действия, которые мы замечаем в опыте, какого бы рода они ни были, постоянно связаны, переплетены друг с другом Это - Вечно-Единое, многообразно раскрывающееся У природы - она есть все - нет тайны, которой она не открыла бы когда-нибудь внимательному наблюдателю" При этом "каждого можно считать только одним органом, и нужно соединить совокупное ощущение всех этих отдельных органов в одно-единственное восприятие и приписать его Богу" Живо интересуясь идеями многих немецких философов своего времени, Г так и не примкнул ни к одной из великих философских систем Для Г философия - такое миропредставление, которое "увеличивает наше изначальное чувство, что мы с природой как бы составляем одно целое, сохраняет его и превращает в глубокое спокойное созерцание" Творчески-активное отношение Г к миру результиро-валось в его убежденности в том, что "каждый человек смотрит на готовый, упорядоченный мир только как на своего рода элемент, из которого он стремится создать особенный, соответствующий ему мир" Весьма реалистично Г мыслил перспективы предметного познания: "Ничего не нужно искать за явлениями; они сами суть теории Мое мышление не отделяет себя от предметов, элементы предметов созерцания входят в мышление и пронизаны мышлением внутренним образом, мое созерцание само является мышлением, мое мышление - созерцанием" Эксперимент у Г - "посредник" между субъектом и объектом Г был весьма близок Кант с его поисками единых принципов анализа природы и искусства; философия природы Шеллинга и система Гегеля благодаря поистине грандиозной теорией диалектики Место Г в немецкой и европейской культуре 18-19 вв поистине уникально, оно демонстрирует удивительное единство, взаимопроникновение и взаимовлияние литературы, науки и философии в культуре Просвещения Германии того времени


Поделиться:

Реклама