Гессен - это...

ГЕССЕН Сергей Иосифович (1887-1950) - русский философ, педагог, правовед Учился в Гейдельбергском (у В Вин-дельбанда, Б Ласка, М Контора, Г Еллинека) и во Фрей-бургском (у Г Риккерта и И Кона) университетах В 1909 защитил докторскую диссертацию ("Об индивидуальной причинности") По возвращению в Россию с 1910 по 1914 входил (вместе с ФА Степуном, БВ Яковенко (с 1911), ВЕ Се-земаном (с 1913), в редакцию журнала "Логос" Регулярно выезжал по делам журнала в Германию, кроме того слушал курсы у Когена, Наторпа, НГартмана, познакомился с М Ве-бером С 1914 по 1917 - приват-доцент Петербургского университета (где среди его студентов был Гурвич) Поддерживал отношения с Петражицким и Кистяковским С 1917 по 1921 заведует кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского университета В 1921 вернулся в Петроград Эммигрировал Занимал кафедру педагогики в Русском высшем педагогическом институте в Праге В 1931 PO Якобсон привлек его к сотрудничеству в Славистском обществе, образовавшемся при Немецком университете в Праге, и Пражском лингвистическом кружке С 1923 по 1929 - один из руководителей журнала "Русская школа за рубежом" С 1935 преподавал в Варшаве, принял польское гражданство После войны - профессор педагогики в университете Лодзи (ректор - Котарбиньский) Архив и рукописи Г (в том числе и две работы, излагавшие его собственную версию современного общества, и подробная разработка "Философии воспитания") погибли во время Варшавского восстания Основные опубликованные работы: "Философия наказания" ("Логос", 1912-1913); "Основы педагогики Введение в прикладную философию" (1923); статья "Монизм и плюрализм в системе понятий" (1928), "Трагедия добродетели в "Братьях Карамазовых" Достоевского (1928); "Проблема конституционного социализма" ("Современные записки", 1924-1928) и др Г защищал принципы трансцендентализма, пытался соединить их с диалектическим методом, позволяющим принять "плюрализм в систематике понятий" (достаточную независимость различных "групп понятий") Задача философии - обнаружить за плюрализмом понятий скрытую в нем иерархию, позволяющую синтезировать монистическое и плюралистическое видение, придать понятиям конкретность Такой синтез осуществим на основе "метода полноты" Выявленная иерархия понятий дает картину "умаления конкретности" Центральное понятие для Г - личность Отсюда возникает проблема применения принципов трансцендентализма в сфере антропологии (а не только этики) Зеньковский указывает, что Г дал наиболее удовлетворительное в неокантианстве решение этой проблемы Своеобразие личности заключено в ее духовности, которая задает человеческую индивидуальность Она обретается в работе над сверхличными задачами и соизмеряется сотворенным Мир и личность не исчерпываются физической и психической действительностью Есть еще и царство ценностей и смыслов (которое не трансцендентно, но трансцендентально) Есть ценности, содержащие цели в себе и в этом смысле абсолютные Эти цели - суть задачи, которые не могут быть разрешены ни в какой конкретной деятельности (не в силу их мнимости, а из-за их неисчерпаемости) Цели-задания (абсолютные ценности) просвечивают сквозь реализуемые цели - данности (относительные ценности), задают полноту бытия личности, являясь ценностями культуры Последняя есть деятельность, направленная на осуществление безусловных целей - заданий Их выявление - задача философской рефлексии, реализуются же они в конкретных человеческих практиках через свое предварительное нормирование Личность, таким образом, всегда созидается через приобщение к миру "сверхличных" ценностей культуры "Созидание" личности полагает своим условием свободу "Начало свободы" в человеке трансцендентально, вытекает из потенциально живущей в нем силы автономии духа, заставляет исходить из должного Свободное действие предполагает свою безусловную новизну в силу своей проективности Свобода не есть факт - но цель, не данность - но задание, хотя она, указывает Г, "не нарушает законов природы" (она не вне, а внутри) Механизмы реализации свободы задаются через этику и право, посредством которых осуществляется практическая волевая интуиция ("волезрение") В этом ключе Г специально анализируется проблема преступления как нарушения закона ответственным субъектом (формальный анализ) и как симптома дисгармонизации между законностью и жизнью (содержательный анализ) Г приходит к выводу о том, что высшая мера наказания противоречит концепции правосудия, так как наказание перестает быть выражением справедливости, уничтожается (с уничтожением субъекта права) сама возможность реализации права В этом же ключе дан и анализ этической проблематики романа Достоевского "Братья Карамазовы", в котором все основные герои рассматриваются как носители разных стадий добродетели (как естественная основа нравственности, как объект размышления, как любовь ("из-за ничего") и тд) Однако основное внимание Г на протяжении всей его жизни было сосредоточено на исследовании процессов образования и воспитания, которые наряду с процессами созидания гражданственности (право и государственность) и цивилизации (хозяйство и техника) задают культуру общества Образование - область реализации дисциплины через свободу, а свободы - через закон долга Свобода здесь - не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода Она - основа взаимоотношений учителя и ученика Она же требует акцента на методе и его самостоятельном применении (задача обучения - овладение методом) За сказанным всегда должен быть план несказанного, подразумеваемого, в знании должно просвечивать другое знание Реализация этих максим требует постоянной про-блематизации обучения, созидания себя как нравственной, свободной и ответственной личности через приобщение к ценностям (целям - заданиям) культуры как цели образования Отсюда основополагающее убеждение Г в том, что даже самые конкретные вопросы педагогики выводятся в последних своих основах из чисто философских проблем И обратно - самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое значение и могут быть (через "метод полноты") доведены до уровня реализации Педагогика при этом пони мается Г двояко С одной стороны, как практическая, а не теоретическая наука (направлена не на сущее, а на должное, не на бытие, а на установление правил и норм деятельности) С другой стороны, как прикладная философия Как прикладную философию трактовал педагогику и Наторп, но он не выводил ее на уровень конкретной применимости (работа "Социальная педагогика") Таким образом, Г можно рассматривать как одного из основоположников философии (и социологии) образования


Поделиться:

Реклама