Геспед - это...
ЃЕСПЕД, Миспед (иврит.) — в иудаизме — поминальная речь в честь умершего, которая произносится во время погребения или в годовщину смерти. В еврейском Св. Писании — Танахе, вошедшем в христианскую Библию в качестве Ветхого Завета, — вместо термина "Ѓ." фигурирует его синоним миспед — слово, которое в современном иврите является архаизмом. Кроме того, в Танахе между надгробным словом и плачем практически нет различия, которое установилось в более поздней традиции: кина стала обозначать именно погребальную элегию, а Ѓ. — прозаическую поминальную речь. В Танахе содержатся свидетельства о миспедим; после смерти пророка Шемуэля (см.; см. также Пророки), или Самуила, весь народ произносил по нему Ѓ. (1 Цар 25:1); Давид произнес Ѓ. об убитом Йоавом (Иоавом) военачальнике Авнере (Авенире; 2 Цар 3:32—33). В Талмуде о Ѓ. говорится, что это заповедь — мицва (см. Мицвот), цель которой как ли-хводо шель хай ("почитание живого"), так и ли-хводо шель мет ("почитание мертвого"). Талмуд отводит для Ѓ. семь первых дней после смерти (Моэд Катан 27б), кроме праздников. Мудрецы Талмуда восхваляют того, кто произносит Ѓ. (Моэд Катан 25б), а того, кто избегает это делать, порицают (Шаббат 105б). Талмуд приводит некоторые образцы очень лаконичных и в то же время глубоко метафоричных Ѓ. Так, скорбя об известном мудреце Шмуэле Малом, раббан Гамлиэль сказал: "О нем пристало плакать, о нем пристало скорбеть! Шмуэль Малый забрал все очарование мира и ушел" (Смахот 5). Ѓ. включает рассказ об умершем и его добрых делах. Шульхан Арух рекомендует подчеркнуть все хорошие качества покойного и даже немного прибавить, но не слишком преувеличивать. Для того чтобы Ѓ. производил на скорбящих не очень тягостное впечатление, принято заканчивать его утешительной строкой из пророка Йешаяѓу, или Исаии, об эсхатологической победе над смертью: "Поглощена будет смерть навеки, и утрет Господь слезу с лица каждого" (Ис 25:8). В Средние века, когда жанр Ѓ. переживал расцвет, составлялись сборники траурных речей, а с изобретением книгопечатания стали публиковаться руководства по их созданию.
Поделиться: