Герцен - это...

ГЕРЦЕН Александр Иванович (Искандер) (1812-1870) - русский философ, писатель, общественный деятель В 1829-1833 учился на физико-математическом факультете Московского университета Еще до поступления в университет познакомился с НП Огаревым, вместе с которым поклялся отомстить за казненных декабристов и посвятить свою жизнь борьбе за свободу Во время учебы слушал лекции известного русского шеллингианца проф МГ Павлова Вместе с Огаревым организовали кружок, ориентированный на взгляды Сен-Симона В1834 вместе с другими членами кружка арестован и обвинен в антиправительственной деятельности Осужден и сослан в 1835 под надзор полиции (Пермь, Вятка, Владимир) В 1840 получил разрешение вернуться, но вскоре последовала новая ссылка в Новгород (1841-1842) за резкий отзыв о полиции С 1842 по 1847 были написаны основные философские работы Г В этот период жизни Г выступал как один из основных идеологов западничества К 1839 относится его резкое столкновение с Белинским по поводу понимания гегелевской философии Г выступил против трактовки Белинским идеи "примирения с действительностью", противопоставляя ей "философию деяния" В 1847 уехал из России, в 1849 принял решение остаться за границей В 1853 основал в Лондоне вольную русскую типографию, с 1855 по 1869 издавал альманах "Полярная звезда" Вместе с Огаревым (который присоединился к нему в 1856) с 1857 по 1867 издавал газету "Колокол" После поражения французской революции 1848 Г пережил духовную драму, во многом пересмотрев свои прозападнические ориентации, посвятив себя разработке доктрины "русского социализма" В это же время в центре его внимания оказываются проблемы социальной философии и социологии Несмотря на достаточно четко проявляющееся разграничение творчества Г на два этапа, оно носит цельный характер, пронизано "сквозными" темами и идеями Большое значение для понимания духовной эволюции Г и самой эпохи имеет его мемуарная эпопея "Былое и думы" Основные философские и социальные идеи изложены Г в следующих работах: "Дилетантизм в науке" (1842-1843); "Письма об изучении природы" (1845-1846); "О развитии революционных идей в России" (1851); "С того берега" (1855); "Русские немцы и немецкие русские" (1859); "Концы и начала" (1862); "Письма к противнику" (1864); "Письмах старому товарищу" (1869) и др Основу философии Г составляет переосмысленная идея Гегеля о единстве бытия и мышления, принцип единства онтологии и гносеологии Древняя философия проявила односторонность, сливаясь с миром, опираясь на природу Средневековая философия впала в противоположную крайность, сосредоточившись на человеческом духе Новая философия породила дуализм природы и духа, отразившийся в крайностях эмпиризма (материализма) и рационализма (идеализма) Эмпиризм не видит в природе развития разума, который для материалистов является лишь свойством человека, его психики, функцией мозга Идеализм же (как "схоластика протестанского мира") в высшем своем проявлении - гегелевской системе - продуцирует природу из разума, впадает в панлогизм Ни то, не другое не соответствует социальной действительности, которая есть борьба бытия и небытия Вечный дух развивается из изменчивой природы Вне ее его не существует, природа же в духе познает самое себя Мышления, логика выводятся из развития природы "История мышления - продолжение истории природы", и наоборот - "Законы мышления - сознанные законы бытия" Эту свою позицию Г определяет как реализм, в котором онтология переходит в гносеологию Человек как бы достраивают собой природу, эксплицирует ее смыслы Природа как бы отделяет себя от человеческого сознания Истинное знание возможно как результат единства чувственного и рационального, исторического и логического в познании Абсолютизация любой из сторон познавательного процесса ведет к заблуждению, истина же добывается постепенно и задается совпадением законов бытия и мышления Процесс превращения духа в действительность, знания в действие ("деяние") Г описывает как "одействотворение", те как "реализацию" идеи, придание ей формы, актуализацию потенции духа в действительности Личность призвана "одействотворить" свое призвание, придать событиям свою индивидуальную окраску "Одействотворение" осуществляется ежедневно не только в жизни личности, но и в развитии человеческой истории Тогда целью философии является не только ведение (познание), являющееся лишь моментом в целостной человеческой деятельности, в историческом развитии, но и осмысление человеческих поступков, событий истории, претворяющих знание в действие "Метода", утверждает Г, важнее всякой суммы познания Отсюда программа "философии деяния", введение оценочных этических моментов в познание (как предверие этико-субъективного метода в социологии), специфика философии истории Г История человечества как продолжение истории природы - центральная тема Г Ее движущим и порождающим принципом является "отрицательность" История эксплицирует законы развития разума как свои собственные Важнейшими среди последних Г считает поступательность и телеологичность социокультурных изменений, сменяемость форм социальной и культурной жизни и борьбу этих форм между собой История - область проверки идей (логики) жизнью на "построя-емость", те на возможность "одействотворения", способ реализации человеком своей "родовой сущности", понимаемой как всеобщность "разума" Следовательно, историю нельзя понимать как прикладную логику, в ней следует видеть "развитие индивидуальности в родовое" Основными качественными признаками личности являются: ее социальность (личности нет вне целого и вне связи с ним); устремленность к всесторонней и гармоничной самореализации ("одействотво-рению" заложенных в человеке возможностей): реализуемость в практических "деяниях" (любая идея должна быть "прожита") С этих позиций историческое развитие "предзадано" в направлении правового порядка Запада (а не российского абсолютизма), ведущего к реализации социалистического идеала Исторический процесс понимается как поэтапная эмансипация человека от рабства, фиксируемая через все большее соответствие разума и действительности Она есть непрерывная смена форм и циклов, в пределах которых происходит обновление общества Каждая форма и ступень в развитии необходимы, но преходящи, всегда уступают место более совершенному порядку Однако смена одного порядка другим далеко не всегда проходит гладко, особенно, когда речь идет о смене социального, а не только политического строя Отсюда его понимание революции как социальной революции, которая не может быть организована мгновенно, а есть длительный диалектический по характеру процесс изменений, столкновений интересов различных социальных групп В этой связи Г и характеризовал диалектику как "алгебру революции" Источник развития общества - совершенствование человеческих знаний и распространение просвещения "Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри" Прогресс человека есть прогресс содержания мысли, овладение действенным методом Движение истории - в делании человека независимым, ликвидация принуждения извне Именно в этом ключе Г трактовал социализм и понимал суть анархической доктрины Отсюда вытекает и антиславянофильская позиция Г, который считал необходимым соединение философии с наукой, а не с религией, акцентирование индивидуального, личностного, а не государственного начала, общего, а не особенного в развитии С другой стороны, Г всегда старался занять трезвую позицию в оценке достижений Запада, одна из его постоянных тем - негативная оценка проявлений "мещанства" (буржуазности) Поворотной для творчества Г оказалась работа "С того берега" (1855), закрепившая начавшийся во второй период творчества Г пересмотр некоторых положений теории, переакцентирование внимания на новых аспектах рассматриваемых вопросов, введение новых тем в социально-философский анализ Г максимально про-блематизировал в работах этого периода собственное мышление, принципы своей доктрины ("Не ищи решений в этой книге - их нет в ней, их вообще нет у современного человека") Прежде всего ставится под сомнение само всемогущество разума, обосновывающего те или иные общественные идеалы, что сразу проблематизирует возможность достижения последних Вера в непогрешимость разума сама есть вариант идолопоклонства Можно говорить даже о своеобразной религии разума Реальная же история обнаруживает свое несовпадение с "диалектикой чистого разума" В результате Г приходит к снятию тезиса о телеологичности истории Прогресс есть не цель, а результат истории В истории обнаруживается "хроническое сумасшествие", она скорее "импровизация", чем следование какой-либо логической схеме Г говорит об "эмбриогении" истории, которая есть поле возможностей, реализуемых конкретными субъектами История является не чем иным, как развитием свободы в необходимости (человеку необходимо сознавать себя свободным) Разум не управляет индивидуальной жизнью, однако человек должен и может утверждать свою "нравственную самобытность" Реальна воля человека как творящий разум, его личное противостояние "потоку истории", его вера в необходимость свободы Индивид, осознавая реальность своего выбора, обречен быть свободным даже в алогичном мире Возникает тема "должного" и тема персонализации истории в свободном "деянии" Появляются антитезы активного меньшинства и массы, индивида и мира Г обсуждается даже проблема (правда не получившая у него развернутого изложения) разрыва индивида с миром, в котором господствуют "безличные формы" У Г появляется постоянная метафора радуги: народы идут за "радугой", не понимая, что перед ними лишь оптический обман (ведут вера, надежда, любовь, ненависть, но не разум и логика) Люди идут "наяву сонные" Усиливается и ранее присутствовавший мотив "проживания" идеи, философии, делания истины пафосом жизни, воспитания "любви к идее" В ряде работ западных авторов (Чикагская трехтомная антология русской философии; М Малиа, И Берлин и др) этот круг идей Г трактуется как экзинстенциали-стски ориентированный, что дает основания сравнения Г с Кьеркегором, и как ориентированный на "этический анархизм", что служит основанием сравнения Г с Штирнером Однако у Г одновременно заметна и тенденция к натурализации и, одновременно, социологизации концепции в 1860-е, что особенно проявилось в концепции русского социализма (первое ее более или менее систематическое изложение относится к 1849) Русский социализм Г базируется на четырех основаниях Первое - концепция "старых" и "молодых" наций (Россия принадлежит ко вторым) Второе - концепция сохранившейся в России общины как носителя "социалистического" начала Третье - теория возможности для России особого пути развития, возможности миновать ряд стадий развития, пройденных Западной Европой Фактически, это основы народничества 1870-х Четвертая - тема разрыва двух России, развития идеи их сближения через экономические преобразования (проблема элиты (героя) и массы в народничестве) В начале 1860-х происходит окончательное размежевание Г с либеральным направлением в западничестве (обозначившееся еще во второй половине 1840-х, в частности, споре с Грановским), происходит его разрыв с Кавелиным (после выхода брошюры последнего "Дворянство и освобождение крестьян"), параллельно идет "скрытая" полемика с идеями Чернышевского В конце 1860-х происходит окончательный разрыв с Бакуниным Г - целая эпоха в развитии русской мысли, в нем, если воспользоваться названием его работы, "концы и начала" русской философии Не зря к его творчеству обращались такие разные философы как Лавров, Михайловский, КН Леонтьев, Бердяев, Булгаков, Шпет и др


Поделиться:

Реклама