Герсонид - это...
ГЕРСОНИД (наст. имя Леви бен Гершом; 1288—1344) — еврейский философ, математик, астроном, комментатор Писания (см. Танах). Известен под акронимом Ралбаг — от рабби Леви бен Гершом, а также под именами Маэстре Лео де-Баньоль, Magister Leo Hebraeus (лат. "Магистр Лео Хебреус"). Получил в европейской традиции именование "Г." по отцу — "сын Гершома (Герсона)". О жизни Г. сохранились лишь скудные сведения (жил в Оранже и недолго в Авиньоне). Бесспорно лишь то, что его интеллектуальные, духовные интересы были чрезвычайно широки и охватывали различные области человеческого знания, во многие из которых он внес значительный вклад.
Г. последовательнее других еврейских средневековых мыслителей придерживался взглядов Аристотеля, утверждая, что Тора не может запретить считать верным то, что разумно в своей основе. Главный философский труд Г. — "Мильхамот Адонаи" ("Войны Господа", 1317—1329; см. Адонаи) — состоит из шести разделов, посвященных различным проблемам. 1. Бессмертие. Его доказательство Г. основывает на принципах средневекового реализма, признающего реальное существование общих понятий (универсалий). Носитель общих понятий — приобретенный разум — может пережить тело. 2. Предвидение и пророчество. В пророчестве, полагает Г., человеческий разум, наделенный свободой воли, вступает в общение с универсальным разумом, в результате чего и становится возможным предвидение. 3. Всеведение Бога. Согласно Г., оно распространяется лишь на общие законы природы, но отнюдь не на все детали мира явлений; кроме того, в мире людей оно ограничено свободой человеческой воли. 4. Промысел Божий (Провидение Божье — см. Ѓашгаха пратит). Г. полагает, что он касается всех существ, но при этом прямо пропорционален степени его развития и близости к деятельному разуму. 5. Астрономия и ее метафизические основы. Этот раздел не вошел в печатное издание труда Г., но вызвал огромный интерес в христианском мире и по приказу Папы Климента VI был переведен на латинский язык (1342). 6. Сотворение мира и чудеса. В противоположность Маймониду и в соответствии с принципами Аристотеля Г. отрицал идею творения из ничего и утверждал, что Бог сотворил мир из бесформенной и бескачественной первоматерии, придав ей форму, сущность, движение и жизнь. Из этой материи произошли все существа и небесные тела, за исключением отдельно существующих разумов, являющихся непосредственными эманациями Божества. Чудеса, по Г., совершаются не Богом и не пророками, но деятельным разумом и подчинены особым законам. Всем чудесам, которые описаны в Библии, Г. стремится дать естественное объяснение. Философские взгляды Г. нашли отражение и в его комментарии к Пятикнижию (см. Тора), аллегорическое толкование которого он отвергал. В этом комментарии Г. предпринял попытку рационального построения Ѓалахи, исходя не из 13 традиционных методов толкования Писания, разработанных Йишмаэлем бен Элишей, но из девяти принципов логики.
Взгляды Г. вызвали резкое осуждения среди духовных лидеров иудаизма того времени и были объявлены еретическими.
Помимо астрономии, Г. много занимался математикой и внес значительный вклад в тригонометрию: в трактате "О синусах, хордах и дугах" (переведен на латинский язык, 1342) он самостоятельно разработал теорему синусов. Составленная Г. таблица синусов верна до пятого десятичного знака. Им были сделаны также несколько технических изобретений, нашедших применение в оптике и навигации. Универсальность личности Г., его вера в деятельный разум и творческую активность человека позволяют считать его одним из первых представителей Ренессанса в еврейской и европейской культурах.
Поделиться: