Гершензон - это...

ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869-1925) - русский историк, культуролог, философ В 1887 поступил в политехникум в Берлине, но проучился лишь два курса В 1889-1894 - на историческом отделении историко-филологического факультета Московского университета Занимался журналистикой Работал в журналах "Критическое обозрение" и "Вестник Европы", сотрудничал с газетами "Русская молва" и "Биржевые ведомости", издательством "Путь" Составитель 6-ти томного собрания документов и материалов по истории русской культуры "Русские пропилеи" (1915-1919, в 1923 дополнительно вышел сборник "Новые пропилеи") Автор работ по истории русской мысли и культуры: "Русские писатели в их переписке Герцен и Огарев" (1902); "История молодой России" (1908); "ПЯ ЧаадаевЖизнь и мышление" (1908); "Жизнь BC Печорина" (1910); "Образцы прошлого" (1912); "Грибоедовская Москва" (1914); "Мудрость Пушкина" (1919); "Видение поэта" (1919) и др Инициатор, организатор и издатель сборника "Вехи" (1909) Автор предисловия и статьи "Творческое самосознание" Свое несогласие с Г сразу же по выходе "Вех" высказал его участник Струве В либеральных кругах Г был объявлен главным еретиком и изменником Негодование вызвала его фраза: "Ка-ковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, - бояться его мы должны пуще всех козней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной" Вынужден был уйти из либерального "Вестника Европы", сблизился с деятелями русского религиозного ренессанса (период сотрудничества с издательством "Путь"), но и с ними разошелся, не приняв их оценок Первой мировой войны В 1917 произошел разрыв с Бердяевым, но уже по поводу сочувственного отношения Г к революции В 1922 выехал на лечение в Германию, в следующем году вернулся в Россию Работал в Академии художественных наук, основанной В Брюсовым, был организатором и первым председателем Всероссийского союза писателей Совместно с ВИ Ивановым опубликовал в 1921 работу "Переписка из двух углов" (это 12 их писем друг другу, написанных во время нахождения их в одной комнате Московской здравницы для работников науки и культуры летом 1920) Работа вызвала широкий резонанс, была переведена в последующем на основные европейские языки С ней были знакомы Ортега-и-Гассет, Бубер, Марсель, ТС Элиот и др В это время Г опубликовал и др свои собственные философские работы: "Тройственный образ совершенства" (1918); "Ключ веры" (1922); "Гольфстрем" (1922) Сквозные темы творчества Г - судьбы культуры, интеллектуальной мысли, интеллигенции в России Однако во второй период творчества у него происходит существенная их переакцентировка От либерального круга идей Г все больше смещается в сторону религиозного миропонимания, от развернутых культурных анализов к нигилистическому восприятию культуры, от подхода Т Карлейля к подходам Толстого и Руссо Дальнейшее переосмысление идей Чаадаева и Киреевского привело Г к позициям, близким по ряду вопросов Джемсу, Бергсону, Ницше (философию жизни в целом можно рассматривать как основной вектор эволюции его творчества) Сильная сторона философских построений Г - их критическая ориентированность, установка на вскрытие мифологем и "очевидностей" сознания Не позитивистски понимаемые факты, а личность, не редуцируемая ни к системе политических, религиозных и тд взглядов, ни к какой-либо схеме, - основная задача философской рефлексии Личность должна браться не во "внешних" своих проявлениях, а как "внутренний человек" Внутренняя жизнь субъекта ("муки индивидуальной души") важнее обстоятельст, в которых она протекает В структуре человеческого духа Г выделяет как бы три подсистемы (уровня): глубинное чувственно-волевое ядро ("бессознательную волю"), подчиняющуюся "мировому космическому закону"; подсистему эксплицированного "Я" (желания, усмотрения, хотения), дающую возможность отклонения от "мирового космического закона"; самосознание как синтез "внутренних" и "внешнена-правленных" импульсов, испытывающих воздействие социокультурной среды Европейский человек ориентирован на идентификацию своего "я" с внешними формами жизни, прежде всего в них видит возможность самореализации, воспринимая себя "внутреннего" как отчужденного в категории "Он", что задает постоянную дуалистичность (противоречивость) личности Особенно эта тенденция сильна среди русской интеллигенции, мифологизировавшей свое историческое предназначение, приняв эсхатологическую установку на падения политического режима как начало нового мира - Царства Божия на земле При этом (в отличие от западного человека) она мирится с "мерзостью запустения" на уровне повседневной жизни и перекладывает всю вину и ответственность за происходящее на общество и власть Это порождает дополнительный разрыв между логикой (сознанием) и волей (чувством) Идеи заимствуются и внешне усваиваются, но не переживаются и не укореняются в потребностях воли, сознание живет своими мифами и иллюзиями Такое положение дел привело, согласно Г, к двоякому результату С одной стороны, русская интеллигенция стала (внутренне) духовным калекой, живущим "вне себя", с другой стороны, она оторвалась (внешне) от народа, обладающего качественно иным (метафизическим и религиозным, а не рационализированным) "строем души": "формализм сознания - лучшее нивелирующее начало в мире" Только "инстинктивно-принудительное" соответствие с прирожденными глубинными особенностями индивидуальной воли делает отвлеченную идею внутренним двигателем жизни Речь должна идти об "идее-чувстве", "идее-страсти", осваиваемой в "творческом самосознании" как возрождении "внутреннего человека" Необходимо узреть "бесконечность в собственной душе", ее связь с космическим началом, через "творческое самосознание" возродить веру (понимаемую не конфессионально, а как задающую "стержень" и личности, и культуре) На этот круг идей, считает Г, вышли Чаадаев и славянофилы В частности, у Киреевского он видит учение о душевной целостности, чувственном "подсознательном" ядре человека, вере, как регулирующих всю человеческую жизнь Однако, считает Г, славянофилы сами же отказались от этих установок, отдав предпочтение внешним "готовым" формам жизни и породив ряд фетишей русской интеллигенции, в частности идеализированное представление о русском народе В целом же можно сказать, что Г видит основной источник противоречий в русской жизни в доминировании "внешнего", формального, некритически усвоенного над "внутренним", глубинным, личностным, те сущностным Он говорит об отчужденности человека от культуры Однако, уже в работе "Тройственный образ совершенства" речь идет об отчужденности культуры от человеческой природы Культура начинает трактоваться как репрессивное начало по отношению к человеку, как система "тончайшего принуждения", как господство над человеком противостоящих ему его же творений Этот акцент максимально усиливается Г в "Переписке их двух углов", где доминируют мотивы разрыва культурного сознания и личной воли, "мертвящей" отвлеченности и системности европейской культуры, "неподлинности культуры", поддавшейся "соблазну доказательности" и оторвавшейся от живого опыта Личное вновь должно стать личным, но при этом должно быть пережитым как всеобщее Человек, утверждает Г, должен увидеть во всяком своем проявлении и свое дитя, и Бога


Поделиться:

Реклама