Герметизм - это...
ГЕРМЕТИЗМ — система философско-религиозных воззрений, содержащихся в более 40 греческих, арабских и латинских трактатах, восходящих к Гермесу Трисмегисту. Возникновение Г. датируют 3 в. до н. э.; складывание — 1—4 вв. Тексты Г. содержали изложение взглядов платоников и пифагорейцев, касающиеся возникновения мира, Бога и Его эманаций в природе, проблем сотериологии и эсхатологии (основные компоненты — алхимия и астрология). Особое влияние на воспоследовавшие эзотеризм и теософию оказали тексты "Пимандр" и "Изумрудная скрижаль Гермеса". Г. принято подразделять на высокий (теология, философия) и низкий (естественно-научные произведения: магия, астрология, алхимия). Высокий Г. — это, во-первых, "Герметический свод" — трактаты, дошедшие на древнегреческом языке, на котором они, судя по игре слов, и были написаны; во-вторых, диалог "Асклепий" — латинский перевод книги, известной также в коптском варианте; и, наконец, фрагменты учения Гермеса Трисмегиста, дошедшие в цитатах или изложении Стобея, Лактанция и других христианских авторов. Понятия "Г." и эзотеризм возникли в эпоху эллинизма или чуть раньше: Геродот (484—425 до н. э.) рассказывает о египетских жрецах, обладающих тайным знанием и возводящих это знание к легендарному Гермесу Трисмегисту. От имени Гермеса происходит и понятие "герменевтика" — искусство толкования священных текстов, получившее в христианской практике название "экзегетика" (толкование Священного Писания), а также известное слово "герметический" (или "плотно закрытый"). На рубеже древности и эллинизма сложились и герметические науки, изучающие явления одних планов (уровней) бытия по их проявлениям на других согласно принципу подобия. Этот принцип, иначе называемый доктриной соответствия или законом подобия (аналогии, симпатии), был, по преданию, открыт самим Гермесом Трисмегистом и выражен в знаменитой формуле: "То, что внизу, подобно тому, что наверху". Позже к Гермесу как ученому, обладателю тайного знания, обратились гностики. Г. как учение и как термин дожил до рубежа 1-го и 2-го тыс., т. е. до Великой схизмы 1054, когда Римский Папа Лев IX и константинопольский патриарх Михаил Кируларий заочно прокляли друг друга. 11 в. явился периодом окончательного оформления догмы во всех трех мировых религиях — иудаизме, христианстве и исламе. Поскольку оформилась догма, постольку оформилось и представление о том, что к ней не относится, понятие догмы и не-догмы. До 11 в. знание хотя бы основ Г. считалось признаком образованности, эрудиции. В гороскопы можно было верить или не верить, но составлять их умели — в этом признавался, например, византийский писатель и царедворец Михаил Пселл (1018—1078).
Начиная с 11 в. знание из области Г. стало порочным, "поганым" ("языческим" — от лат. paganus). Право на связь с потусторонним миром было монополизировано Церковью, все прочие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с которыми не заставила себя ждать — началась эпоха охоты на ведьм. Г. вкупе со всем прочим античным наследием был объявлен дьявольщиной и забыт. Возродился Г. очень скоро, также одновременно со всем античным наследием, но уже под другим названием: оккультизм.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: