Гербарт - это...

ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих (1776-1841) - немецкий философ, психолог, педагог Профессор в Геттингене (с 1805 и вновь с 1831) и в Кенигсберге (с 1808) Основные сочинения - "Общая педагогика" (1806), "Основные моменты метафизики и логики" (1807), "Общая практическая философия" (1808), "Психология" (1816), "Общая метафизика с началами философского учения о природе" (1828-1829) и др Г ввел идею вечной и неизменной сущности, именуемую "реалом" В этом понятии Г соединил лейбницевскую "монаду" и кантовскую "вещь в себе" В работах по психологии Г отказался от традиционного учения о душевных способностях и предложил использовать математические методы для точного изучения психических феноменов Душа, будучи "реалом", не заключает в себе никаких способностей Не имея пространственно-временного положения, она лишена каких бы то ни было характеристик Спонтанно возникающие представления обеспечивают самосохранение души Через представлениедуша обретает свои первые характеристики, которые, к тому же, могут быть количественно измерены Так душевная жизнь индивида представляет собой статистически описываемый ряд представлений Каждое представление стремится, благодаря своей "напряженности", сменить собой другое, делая его предыдущим, что в итоге и составляет непрерывный ряд следующих друг за другом представлений Этот процесс теоретически возможно математически измерить через вычисление "суммы задержки" двух противоборствующих представлений, которые противостоят друг другу в течение одного мгновения Ряды представлений образуют все духовные органы Душа вечна только потому, что ни одни из постепенно образованных связей и представлений не могут разорваться снова Совокупность одновременно действующего "представливания" (Г) называется сознанием Духовная возбуждаемость, являясь единственной причиной активности человека, имеет начало или в самих представлениях, или в их "напряженности", или в организме По утверждению Г, обучение должно строиться на применении "эстетических суждений", потому что "нет преподавания более подходящего, чем наглядное" Цель воспитания и обучения - укрепление способности учеников задерживать всякое желание без особого труда, тем самым повышая "напряженность" нужных представлений В этом случае позитивное знание должно увеличиваться само собой при каждой "задержке" В процессе обучения, в первую очередь, необходимо усиливать внутреннее содержание и значимость преподаваемого предмета, чтобы ученик без особых усилий, чисто произвольно, повышал "напряжение"получаемых представлений Данное количество "напряжений" должно в сумме составить некий "час преподавания", который, в свою очередь, образует в уме ученика соответствующую силу, через которую он и упорядочивает представления Каждая "сила" должна быть правильно задействована, за что отвечает расписание занятий и количество "часов"


Поделиться:

Реклама