Гераклит - это...

ГЕРАКЛИТ из Эфеса (544/540/535-483/480/475) - древнегреческий философ, основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики Аристократ по рождению, происходил из знатнейшего рода Кодридов - основателей Эфеса (имел наследственный титул царя-жреца, от которого отрекся в пользу брата) Отвергал традиционное неписанное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон, за который должно сражаться как за родной город Сочинение Г "О природе" ("О Вселенной, о государстве, о богословии") дошло до нас в 130 (по другим версиям - 150 или 100) отрывках Был прозван "темным" (за глубокомысленность) и "плачущим" (за трагическую серьезность) мыслителем (по Г, люди живут в эпоху упадка бытия, при которой будущее еще ужаснее настоящего) Согласно Г, "космос" (первое употребление слова в философском контексте как синоним термина "мир") не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем (сакральная метафора - "чистая сущность", "невоспринимаемый субстрат"), мерами воспламеняющимся и мерами угасающим Божественный первоогонь - чистый разум ("огонь" у Г обладает жизнью, сознанием, провиденциальной волей, правит Вселенной, носитель космического правосудия и Судия, карающий грешников в конце времен) суть "логос" (Г офилософствовал это греческое слово в смысле "слово", "речь" - в трех фрагментах, в значении "понятие" - в пяти отрывках) "Логос" порождает через борьбу и расколы множественность вещей ("путь вниз") Логос у Г - это также божество, правящее миром; верховный разум; всеобщий закон взаимопревращения вещей, а также количественных отношений этого процесса; учение самого Г Согласие и мир через "оцепенение" циклично возвращаются в состояние первоогня ("путь вверх") Из Единого все происходит и из всего - Единое (либо "одно" и "многое" или "все" - как фундаментальная оппозиция мировоззрения Г) В онтологии, космологии, теологии Г утверждал примат "одного" над "многим" Все, непрерывно изменяясь, обновляется Все течет в соответствии с постижимым лишь для немногих Логосом, господствующим во всем и правящего всем посредством всего Познание его, подчинение ему - подлинная мудрость Последняя дарит человеку душевную ясность ("я искал самого себя") и высшее счастье (Хотя в основе познания, по Г, лежат ощущения, только мышление приводит к мудрости) Внимающие логосу и живущие "по природе" достигают огнесоразмерного просветления ума и становятся богами при жизни "Мир как речь" у Г нельзя прочитать, не зная языка, на котором она написана ("Бытие любит прятаться") Философия, по Г, - это искусство верной интерпретации и разделения чувственного текста на "слова - и - вещи" Каждое слово-понятие призвано объединять ("мудрость в том, чтобы знать все как одно") в себе соответствующую пару противоположностей Люди неверно расшифровывают этот мир: "большинство не воспринимает вещи такими, какими встречает их (в опыте) но воображает" Люди погружены в себя, "присутствуя, отсутствуют" и видят лишь сновиденияБорьба у Г - "отец", "царь" всех вещей, раскрывающая в людях и рабов, и свободных, и богов Политеизм Г призывал сменить единобожием: "Признавать одно Мудрое Существо: Дух, могущий править всей Вселенной" В истории философии Г более всего известен и заметен благодаря своим наработкам в области диалектики Именно Г, как никому другому, впервые удалось четко артикулировать ростки всех предшествующих диалектических идей Так, общеизвестным мыслям об изменениях Г придал абстрактно-всеобщую, философскую форму, не лишенную, однако, яркой образности и символизма ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды") Идея об изменениях оказалась объединенной у Г с идеей единства и борьбы противоположностей (идея Единого, приведения к Одному, единства) С ней в учении Г сосуществовала мысль о раздвоении этого Единого и вычленения из него противоположностей, которые, по Г, носят всеобщий характер Это означает, по мнению Г, что они имеют место везде и всегда, являясь, как это не парадоксально, конструктивной основой самого существования как такового Во многом именно благодаря Г диалектические идеи становятся существенной компонентой историко-философских концепций, раскрывая сложность и противоречивость процесса познания, а также относительный и ограниченный характер человеческих знаний о действительности и себе самом Принято полагать, что диалектика Г оказала значимое влияние на Платона и многих других античных философов Своеобразный ренессанс идей Г наблюдается в 19 в - Гегель, Ницше, а также в 20 в - Шпенглер, Хайдеггер и др


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия мифологии
(Heraclitus, Ηράχλειτος). Греческий философ, родом из Эфеса, живший приблизительно за 500 лет до Р. X. Основой всего сущего он считал огонь.

Поделиться:

Реклама

Насосная станция hydro mx. В москве сегодня откроют сразу 66 станций vito-group.ru.