Гелен - это...
ГЕЛЕН (Gehlen) Арнольд (1904-1976) - немецкий философ, один из основателей философской антропологии Профессор университетов в Лейпциге (с 1934), Кельне (1938-1940), Вене (1940-1942), Шпейре (с 1947), профессор Высшей технической школы в Аахене (с 1962) Прошел сложную духовную эволюцию (от немецкого классического идеализма, влияния английского эмпиризма и американского прагматизма до решительного размежевания с немецкой традицией метафизической спекуляции) Главное антропологическое исследование Г - "Человек Его природа и его положение в мире" (1940) - издавалось только при жизни автора 12 раз - рекорд для трудов по философской антропологии Г ставит в своей антропологической концепции задачу: в противовес метафизической спекуляции дать интегративно-научное описание человека как целостного и единого существа, не распадающегося на две субстанции - "тело" и "душу" Средствами такого описания, по Г, должны служить "психически нейтральные" понятия и выражения, среди которых ключевую роль играют понятия "действие", "сообщество", "культура" Г определяет человека в морфологическом аспекте как неспециализированное, незавершенное и "биологически недостаточное существо" В отличие от животных, человек, по Г, живет не в окружающем мире, а в культурной среде, которая предстает для него как "поле неожиданностей" Будучи незавершенным существом, человек должен отвоевывать условия своего существования у мира и при этом постигать самого себя как задачу и проблему Человек как единый вид и как целостный индивид, считает Г, раскрывает свою сущность в действиях по планируемому преобразованию наличных обстоятельств в нечто пригодное для жизни, в актах самоопределения, взаимного контроля и управления, в создании ценностной ориентации в мире Тем самым природа как бы предопределяет не только открытость человека миру, но и его творческую способность к созданию культуры Г относит культуру к коренным условиям существования человека Важнейшим культурным средством самосозидания человека и регуляции человеческих отношений в сообществе Г считает дисциплину, однако, предлагает заменить понятием дисциплины понятие морали, видя в содержании последнего дуалистическую направленность История, общество, социальные институты и нормы предстают в концепции Г в качестве форм, восполняющих биологическую недостаточность человека и оптимально реализующих его витальные устремления
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: