Гейгер - это...
ГЕЙГЕР Авраам (1810—1874) — раввин, исследователь в области иудаики, один из вождей реформизма в иудаизме (см.; см. также Реформистский иудаизм) и основателей школы "Wissenschaft des Judentums" — "Наука о еврействе [иудаистике]". Родился во Франкфурте-на-Майне, получил традиционное еврейское образование, затем, с 1829, изучал греческие и восточные языки в Гейдельберге и Бонне. В 1832 стал раввином в Висбадене и начал реформировать службу в синагоге. В 1835 основал "Научный журнал еврейской теологии" (6 томов, 1835—1847), в котором стремился дать научное обоснование реформам в иудаизме. Г. исходил из признания эволюционного развития религий и резко критиковал ортодоксальный иудаизм. Он полагал, что целью реформационного движения должны быть полная отмена роли Талмуда в еврейской жизни и переоценка отношения к библейским текстам — к Танаху. Г. считал, что необходимо уничтожить в иудаизме все, что обособляет евреев от других народов, что связано с национальным компонентом, в частности, исключить все молитвы, связанные с возвращением в Сион (см. Цион), с надеждой на возрождение Земли Израиля (см. Эрец-Йисраэль). По мысли Г., необходимо сделать иудаизм — воплощение возвышенной религиозной идеи — интегральной частью европейской и мировой культуры. Главный научный труд Г. — "Первоначальный текст и переводы Библии" (1857), в котором обозначены и исследованы основные этапы развития иудаизма. Г. первым установил соотношение между историей переводов Танаха и историей сект в Иудее, в частности — фарисеев (см. Перушим) и саддукеев (см. Цадоким).
Г. был одним из руководителей реформистских синодов в Германии в 1869—1871, возглавлял реформистские общины в Бреславле (Вроцлаве; с 1843), Франкфурте (с 1863), Берлине (с 1870). В 1872 в Берлине была основана Высшая школа иудаистики, которую Г. возглавлял до конца своих дней. Постепенно взгляды Г. на реформу иудаизма становились более умеренными, ибо он не хотел раскола в иудаизме и растворения его в христианстве. Так, в 1860 он выступил против изгнания иврита как языка литургии из реформистской синагоги. Г. отказался также перенести священный для иудеев День отдохновения — Субботу (см. Шаббат) — на воскресенье, хотя и разрешил по примеру первых сторонников реформизма в иудаизме (напр., И. Якобсона, 1768—1828) ввести инструментальную музыку в субботнюю синагогальную литургию, а также отменил запреты на некоторые виды работ в Шаббат.
Поделиться: