Гегинном - это...

ГЕЃИННОМ, Гехинном — в иудаизме — обозначение ада как места пребывания душ грешников. Подобное понятие отсутствует в Танахе, где упоминается лишь недифференцированное обиталище мертвых, чаще всего именуемое словом шеол. Представление о Г. как посмертном обиталище грешников возникает лишь в Талмуде. Термин "Г." (арамеизированная форма — геѓенна, или гехенна; отсюда — геенна) происходит от названия долины сына (сыновей) Ѓиннома (Гай, или Ге, бен, или бней, Ѓинном) к югу от Иерусалима, где в месте, именовавшемся Тофет, во время языческих нашествий совершались человеческие жертвоприношения (впоследствии название Тофет стало одним из наименований ада). Это место было проклято пророками (см., например, Иер 7:31; 32:35) и связалось в еврейском сознании со скверной, нечистотой и очистительным огнем, ибо там была устроена городская свалка, где постоянно что-то тлело и горели очистительные огни. Талмуд рассматривает Г. как место, где постоянно пылает огонь (Песахим 54а, Бава Мециа 85а, Бава Батра 74а). По вопросу о продолжительности наказаний в Г. существовали расхождения между Бет-Шаммаем и Бет-Ѓиллелем: по мнению первого, несомненные грешники остаются там на вечные муки, колебавшиеся — лишь проходят очищение; по мнению второго, колебавшиеся между добром и злом вообще не попадают в Г., а грешники подвергаются наказанию лишь в течение 12 месяцев, и только те, кто отрицал воскресение мертвых или ввел в грех многих, обречен на вечное наказание в Г. (как известно, Ѓалаха [см.] осуществляется по Ѓиллелю — см. Бет-Гиллель и Бет-Шаммай). Рабби Акива считал, что даже грешники после того, как искупят свои грехи, присоединятся к праведникам в Раю (см. Ган Эден). По Маймониду, Г. — лишь символ лишения вечной жизни. Однако эта интерпретация не стала общепринятой, и каббалисты (см. Каббала) дают подробное описание не только топографии Г., но и мук, которым подвергаются грешники в каждом из семи его отделений. Однако эти описания гораздо менее жестоки, чем в христианских или мусульманских источниках. Некоторые законоучители полагали, что Г. — состояние души, которая на земле искала лишь чувственных наслаждений. М. Мендельсон полностью отвергал идею Г. как несовместимую с милосердием Бога. См. также Олам ѓа-ба.


Поделиться:

Реклама