Гавриэль - это...
ГАВРИЭЛЬ (иврит. "сила Божья", "муж Божий"; в русской традиции — Гавриил) — в еврейской Библии, или Танахе, вошедшем в качестве Ветхого Завета в христианскую Библию, — один из двух ангелов, названных по имени, наряду с Михаэлем (Михаилом).
В Книге Даниэля [см.] (пророка Даниила) Г. — ангел, явившийся Даниэлю, чтобы объяснить ему по воле Всевышнего его загадочные видения и открыть тайны будущего. Каждому, знакомому с исторической ситуацией 2 в. до н. э., когда окончательно оформился текст Книги Даниэля, понятно, что речь идет о гонениях на иудейскую веру селевкидского царя Антиоха IV Эпифана (Епифана) и его посягательстве на Иерусалимский Храм (см. Храм; см. подробнее Даниэль). На вопрошание Даниэля о том, сколько же продлится нечестие и попрание святыни, пророк слышит таинственный голос: "...две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится" (Дан 8:14; здесь и далее — Синод. перевод). Здесь точно указан срок — три с половиной года — от момента осквернения Храма язычниками до очищения и освящения его в результате первой победы повстанцев под руководством братьев Маккаби — Маккавеев (см. Хашмонаим). Размышляя о полученном видении, пророк вновь услышал голос — на этот раз обращенный к Г.: "Гавриил! объясни ему это видение!" (Дан 8:16). Даниэль видит некое подобие мужа и, испытывая необычайный трепет и священный ужас, падает на землю без чувств. Однако ангел, прикоснувшись к нему, заставил его очнуться и поведал ему конкретный смысл видения: "Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. // А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это — первый ее царь; // Он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою" (Дан 8:20—22). В данном случае речь идет о Филиппе Македонском, его сыне Александре и четырех царствах, унаследовавших его державу. Затем говорится об Антиохе IV Эпифане: "Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; // И укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых. // ...и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою" (Дан 8:23—25). Речь идет о Божьей каре, которая постигнет нечестивца. Одновременно Г. сообщает о том, что все видение имеет эсхатологический характер (см. Эсхатология) и говорит о решающем финальном сражении Добра и Зла: "Знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!" (Дан 8:17). Особенно это касается указания о двух тысячах трехстах вечерах и утрах, и Г. даже советует пока сокрыть это видение, не говорить о нем: "Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно, но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам" (Дан 8:26).
Второй раз Г. является Даниэлю в первый год царствования в Вавилоне (в царстве Касдим — Халдейском) царя Мадая (Мидии) Дарейавеша (Дария), сына Ахашвероша (Ассуира), когда пророк пытается проникнуть в смысл пророчества своего великого предшественника Йирмеяѓу [см.] (Иеремии) о семидесяти годах, которые протекут от разрушения Йерушалаима (Иерусалима) до возвращения в него народа Божьего. Во время страстной молитвы Даниэля, взываний к Господу о прощении за прегрешения народа "муж Гавриил", по словам пророка, "быстро прилетев", коснулся его "около времени вечерней жертвы" и сказал: "Даниил! Теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению" (Дан 9:21, 22). Г. указывает, что под семьюдесятью годами, о которых говорил Йирмеяѓу, имеются в виду не только семьдесят конкретных лет, после которых состоится возвращение народа в Иудею, но семьдесят седьмин (четыреста девяносто лет) до особого срока: "Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых" [Дан 9:24; в иудейском понимании — "чтобы помазать (освятить) Святая Святых"]. Таким образом, согласно еврейскому прочтению, речь идет об освящении Храма, оскверненного Антиохом. С точки же зрения христианской экзегезы — о приходе Мессии [см.; см. также Машиах], Иисуса Христа [см.]. Чтение дальнейшего текста также различно в двух традициях. Согласно иудейской, семь семилетий пройдет от указа о восстановлении и строительстве Иерусалима до помазанника-властелина (речь идет — соответственно — об эдикте царя Кира II о возвращении иудеев из Вавилонского плена и об указе Артаксеркса I об окончательном восстановлении Храма и стен Иерусалима), а затем, еще через шестьдесят две седьмины, "будут отстроены улицы и рвы, и будет это временем бедствия" (Дан 9:25). Последнее можно понять как указание на бедствия и притеснения эпохи Маккавейских войн. Согласно христианскому прочтению, выражение "помазанник-властелин" переводится как "Христос Владыка": "...с того времени, когда выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины" (Дан 9:25), т. е. имеется в виду время от указа Артаксеркса I до Рождества Христова и начала Его проповеди. Затем в загадочном тексте говорится о том, что погибнет Помазанник (Машиах, Мессия, в христианском понимании — Иисус Христос), и "его не будет" (Дан 9:26; иудейское прочтение), или, согласно христианской экзегезе, "не будет [предан смерти]", т. е. воскреснет. Но и в том и в другом случае говорится о гибели Иерусалима и Храма от рук сильного народа, т. е. Рима: "...а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет..." (Дан 9:26). Однако и самого опустошителя (Рим и конкретно полководца, а затем императора Тита) ждет "окончательная предопределенная гибель" (Дан 9:27).
Таким образом, именно Г. в Писании отведена важная роль — сообщить Даниэлю, а через него и всему человечеству, о грядущем ходе истории, об особой участи Иерусалима и народа Божьего. Именно поэтому в последующей иудейской, христианской и мусульманской традициях Г. рассматривается как один из старших ангелов (в христианстве [см.] — архангел [см.]). Как замечает С. С. Аверинцев, "если всякий ангел есть "вестник" (по буквальному значению греч. слова), то Г. — вестник по преимуществу, его назначение — раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особенно в отношении к приходу Мессии".
Согласно тексту Мидраша, ангел Г. возглавлял восточный легион ангелов, когда в момент дарования Торы Шехина — Присутствие Бога среди людей — спускалась с горы Синай в сопровождении двадцати двух тысяч колесниц с ангелами. Согласно иудейской мистической традиции (см. Каббала), Г. особым образом связан с луной. По указанию Талмуда, Г. обладает также властью над стихией огня (Песахим 118а), и поэтому, согласно позднейшим преданиям, именно он спас от огня в огненной печи (пещи) Авраама и трех отроков, о которых рассказывает Книга Даниэля. Кроме того, Г. обладает властью над водой и созреванием плодов (Санѓедрин 95б). В апокрифической (см. Апокрифы, Псевдоэпиграфы) Книге Еноха Г. управляет Раем и является главным над ангелами, его охраняющими.
В текстах Нового Завета Г. возвещает Захарии, жена которого, Елисавета, долго была бездетной, о рождении у него сына — Иоанна Крестителя. При этом он представляется Захарии как "Г., предстоящий пред Богом" (Лук 1:19). Именно Г. приносит благую весть Деве Марии (см. Мария) о рождении у нее особого младенца — Сына Божьего (Лук 1:26—38).
В мусульманской традиции Г., точнее — Джабраил, является высшим ангелом. Именно от него получает Откровение Пророк Мухаммад.
В европейской живописи Г. не только в сценах Благовещения, но и вне их изображается с белой лилией в руке — символом непорочности Девы Марии, а также символом чистоты духовных помыслов и благочестия вообще: "Благовещение Марии" Симоне Мартини (1333), сцена Благовещения Марии на алтаре работы "Мастера жизни Марии" (ок. 1460) и на "Изенхеймском алтаре" М. Грюневальда (1512—1515), "Благовещение" Эль Греко (ок. 1596), "Благовещение Марии" Б. Э. Мурильо (1655—1665), "Благовещение" Д. Г. Россетти (1850) и др. В европейской литературе Г. часто предстает как вестник, возвещающий волю Божью: так, в "Песни о Роланде" он открывает Карлу Великому грядущие события, в вещих снах побуждает короля исполнять христианский долг, защищать всех христиан мира. Как "Глашатай Господних Тайн" архангел Г. предстает среди действующих лиц драм голландского драматурга 17 в. Йоста ван ден Вондела "Люцифер" и "Адам в изгнании". В первой из них Г. открывает остальным ангелам тайну грядущего вочеловечения Господа. Вторая пьеса начинается развернутым монологом Г., прославляющего Творца и гармонично устроенную Им Вселенную. Г., осуществляя волю Господню, с большой пышностью устраивает в Эдеме (см. Ган Эден; см. также Тора) свадьбу Адама и Евы, непосредственно отдает распоряжения другим архангелам и Адаму. В эпической поэме "Потерянный Рай" английского поэта 17 в. Дж. Милтона Г. осуществляет управление Эдемом и его охрану, а также передает первым людям Божьи веления (в этом Милтон следует за Вонделом). Г. предстает в числе трех архангелов, поющих хвалу Вселенной и ее Создателю, в "Прологе на небе" в "Фаусте" И. В. Гёте.
Г. В. Синило
Поделиться: