Гассенди - это...

ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер (1592-1655) - французский философ и математик В 1614 получил степень доктора теологии в Авиньонском университете, в 1616 - сан священника Преподавал философию в г Эксе (до 1622) С 1626 - каноник кафедрального собора в г Дине В 1645 приглашен профессором кафедры математики Королевского колледжа в Париже Был дружен с Гоббсом и Кампанеллой, состоял в переписке с Галлилеем Испытал влияние скептицизма Выступал против Декарта, картезианства и господствовавшей в то время аристотелевско-схоластической картины мира Извлек из забытия наследие античных материалистов и дал ему блестящую по эрудиции и глубине мысли интерпретацию, обновил эти учения современными ему достижениями науки и философии Свою философскую систему Г делил на три части: логику, физику и этику Логику трактовал широко, как включающую в себя собственно логику, теорию познания и методологию Понимал ее как науку о правилах, канонах, нормах, законах достоверного познания, необходимых для "врачевания духа" от "мрака невежества" Г последовательный сенсуалист, рассматривающий идеи как результат умственной переработки данных чувств Отсюда его критика схоластики и рационализма Однако Г допускал, что идея Бога мыслится на основе врожденной склонности разумной души В целом рассматривал логику как условие физики Физика строится им как натурфилософия на основе атомистики Эпикура Все состоит из атомов, движение атомов задается силой, которой их наделил Бог Наряду с атомами существует пустое пространство, без которого невозможно движение Все тела - результат комбинаций атомов Животные и человек суть тела, но они обладают чувственной душой как принципом движения организма Чувственная душа материальна, состоит из атомов и умирает со смертью тела Человек же наделен еще и разумной душой, созданной Богом, не материальной и бессмертной Физика - центральное звено в концепции Г, но сам он рассматривает ее лишь как условие этики, исследующей вопросы о том, как следует жить в этом мире, чему содействует его познаниеЭтика при этом трактуется с позиций эвдемонизма Основные произведения: "Парадоксальные упражнения против аристотеликов" (1624); "О жизни и нравах Эпикура" (1647); "Свод философии Эпикура" (1649); "Свод философии" (1658) Бейль охарактеризовал Г как величайшего философа среди ученых и величайшего ученого среди философов своего времени


Поделиться:

Реклама