Гашгаха пратит - это...
ЃАШЃАХА ПРАТИТ (иврит. "индивидуальное Провидение") — в иудаизме — термин, обозначающий индивидуальное Божественное Провидение, или Промысел Божий, действующий в судьбе каждого человека. Вера в Ѓ. П. является одним из важнейших принципов еврейской религии. Не случайно в утреннюю молитву вошли стихи из Псалмов (см. Хваления) 84, 20, 32 (в Септуагинте [см.] и русской Библии — 83, 19, 31), выражающие веру в постоянную заботу Бога о человеке и убежденность, что человек во всех своих деяниях должен положиться на Бога: "Господь Воинств! Счастлив человек, полагающийся на тебя!" (Пс 84:13); "Господь, спаси! Царь, ответь нам в день, когда мы взываем к Тебе!" (Пс 20:10); "Ты — укрытие мне, от врага охранишь меня, песней избавления окружишь Ты меня навеки" (Пс 32:7). В Иерусалимском Талмуде (см. Талмуд) утверждается, что эти три стиха никогда не должны сходить с уст человека, ибо они напоминают ему, что он должен всегда полагаться на Всевышнего. В Мидраше "Эйха Раббати" (Мидраш на Книгу Плача) сказано: "Даже злодея, если он во всем полагается на Бога, принимает Господь". Терминологически "Ѓ." противополагается понятию Ѓанѓаха, означающему управление Божье в мире как целом, универсальное Провидение, и одновременно сополагается с ним: и то и другое осуществляются параллельно. Но если Ѓ. П., прежде всего, зависит от деяний человека, от его свободы воли, от его постоянного, каждодневного выбора между добром и злом, то Ѓанѓага — абсолютная справедливость и благая воля Божья, касающаяся всех тварей, всего творения в целом. В этом смысле даже бедствия, выпадающие на долю отдельного человека или народа служат целям Промысла Божьего. Так осмысливается еврейским народом его история, начиная с Исхода из Египта. Тора и Пророки утверждают заботу Бога об избранном народе в целом. В то же время в пророческих книгах (см. Пророков Книги), особенно в Книге пророка Йехезкеля, или Иезекииля, выражается вера в то, что Бог заботится о каждом из народа. Об этой же заботе много говорят Псалмы и Притчи Соломоновы (см. Притчи, Шеломо). Одновременно во многих библейских книгах, и с наибольшей силой — в Книге Ийова, или Иова (см. Ийов), ставится проблема теодицеи, связанная с сомнением в действии Ѓ. П. в силу существованием необъяснимого зла — страданий праведных и невинных. Проблема Ѓ. П., таким образом, оказывается тесно связанной с проблемой воздаяния, особенно в земном, посюстороннем, мире. Танах, как и иудейская традиция в целом, исходит из непоколебимой веры в индивидуальное Провидение, даже если человек не может постичь в данный момент замыслы Божьи и причину своих или чужих страданий. Ѓ. П. определяется соблюдением мицвот — заповедей Торы — и выявляется в награде и наказании как в земном мире, так и в мире грядущем (см. Олам ѓа-ба), и именно в последнем осуществляется окончательное воздаяние. Принцип взаимосвязанности универсального Провидения, Ѓ. П. и свободной воли человека выражен в талмудическом изречении: "Все в руках Небес, кроме страха Небес" (Брахот 33б), а также зафиксированном в талмудическом трактате "Пиркей Авот" — "Изречения отцов" — философском афоризме, выражающем антиномичную истину Откровения: "Все предопределено, но свобода дана; мир судится по благости, но все зависит от большинства деяний" (Авот 3:15).
Термин "Ѓ. П.", как предполагают, был введен Шмуэлем бен Йеѓудой Ибн Тиббоном (ок. 1160 — ок. 1230), переводчиком с арабского на иврит, переведшим, в частности, "Наставник колеблющихся" Маймонида, в качестве перевода арабского слова ‘иная. Саадия Гаон отождествляет Ѓ. П. с Божьими наградой и наказанием человеку в этом мире — "мире действия", хотя и связывает окончательное воздаяние с грядущим миром. При этом Саадия подчеркивает свободу воли человека, настаивая, что знание Творцом событий не является их причиной. Маймонид полагает, что есть прямая связь между реализацией духовных и интеллектуальных потенций человека, степенью его приближения к истинному знанию о мире и Боге и Ѓ. П. Именно такого человека не могут поколебать сомнения в Божественной справедливости, порожденные его личными несчастьями. Герсонид, полагая, что Бог определяет порядок Вселенной, вместе с тем выступил с резкой критикой каждодневного Его вмешательства в жизнь человека и с особенной силой акцентировал свободу выбора, данную человеку. В противоположность ему Х. Крескас считал, что вера в Ѓ. П. — фундамент Торы и что Божественное всеведение бесконечное (т. е. частное) и несуществующее (т. е. возможное), что не вносит изменений в природу возможного, т. е. не отменяет реальности свободы воли. В Каббале, и особенно в Зоѓаре, Ѓ. П. и Ѓанѓаха отождествляются: благословение нисходит на всех живых существ, но пробуждение провиденциальной силы зависит от морального выбора каждого человека. Вопрос о Ѓ. П. и его соотношении с универсальным Провидением был подробно рассмотрен М. Кордоверо в его комментарии к Зоѓару "Шиур кома" ("Измерение тела"). С его точки зрения Ѓ. П. определяет лишь судьбу человека, а в отношении остального мира Провидение направлено лишь на общие сущности. Кордоверо выделяет десять типов Провидения и объясняет различия действия Ѓ. П. среди евреев и неевреев. Также, согласно его мнению, именно грехи человека отдают его во власть "природы и случая", ибо Бог скрывает Свое Лицо от тех, кто постоянно отклоняется от Его путей. См. также Воздаяние, Ѓанѓаха, Провидение.
Г. В. Синило
Поделиться: