Гартман (hartmann) Эдуард - это...

(1842-1906)-нем. философ-идеалист, представитель иррационализма. Отправной пункт философской системы Г.-бессознательное духовное начало, наделенное двумя атрибутами: волей и представлением (идеей). Борьба этих последних определяет, по Г., весь ход мирового развития, от нее зависит место, занимаемое человечеством в системе мирового целого, и его назначение; она накладывает отпечаток и на образ мыслей людей, на их поведение. Подобно своему предшественнику Шопенгауэру, Г. придерживался в области этики крайне пессимистических взглядов: бессознательное начало породило мир таким, что в нем страдания, бедствия превышают радости. Г, объявляет стремление к счастью лишь иллюзией. Вначале люди рассчитывают добиться счастья в земной жизни (античность), затем уповают на потусторонний мир (средние века) и, наконец, связывают свои надежды на счастливую жизнь с социальным прогрессом (новое время), Однако, постигнув тщетность этих стремлений, человечество должно прийти к единственно правильному решению - единым коллективным актом отказаться от всех желаний, освободиться от бедствий бытия. Так осуществляется мистическая цель мирового процесса -победа сознания над косной, неразумной волей, и мир прекращает свое существование. На основе этих взглядов Г. формулирует принципы нравственного поведения человека: отвергая поведение, руководимое своекорыстными устремлениями (эгоистическая мораль), а также освященное авторитетом семьи, церкви, государства (гетерономная мораль), он признает истинной автономную мораль, корни к-рой заключены в религиозном сознании. Всякая нравственная обязанность существует, по мнению Г., лишь как обязанность по отношению к богу. Человек поступает нравственно, если, осознавая свое единство с бессознательным духовным началом, он делает цели последнего своими собственными целями. Таков смысл этической системы Г, этого, по характеристике В. И. Ленина, последовательного идеалиста и последовательного реакционера в философии (т, 18, с. 61). Осн. этические соч.: «Философия бессознательного» (1869), «Феноменология нравственного сознания» (1879), «К истории и обоснованию пессимизма» (1880), «Этические очерки» (1898).


Поделиться:

Реклама