Гарнак Адольф фон - это...
ГА́РНАК Адо́льф фон (1851—1930) — влиятельный немецкий историк христианской церкви и теологии. Родился в Дерпте (Тарту), в семье профессора теологии. С 25 лет большую часть жизни преподавал в германских университетах (Лейпциг, Гессен, Марбург, Берлин). Несмотря на либеральные воззрения, пользовался благосклонностью властей, в 1914 г. получил дворянский титул.Его самый известный труд — трехтомный "Учебник истории догматов" (1886—1889), содержит обширный материал по патристике и экзегетике, анализ догматических исканий христианства до времени Лютера. Опираясь на протестантскую идею исключительного авторитета Священного Писания, Г. рассматривает все послебиблейские вероизложения как формы человеческой интерпретации учения Христа, обусловленные конкретно-историческими обстоятельствами. Отсюда следовал его подход к христианству как исторически эволюционирующей религиозной традиции, совместившей набор фундаментальных евангельских истин с их последующей церковно-догматической обработкой. Обоснование этой позиции можно найти в трехтомном исследовании Г. "История раннехристианской литературы до Евсевия" (1896—1904), работе "Миссия и распространение христианства в первые три столетия" (1902) и ряде др. В систематизированном виде воззрения Г. на христианство изложены им в курсе из 16 лекций, прочитанных студентам Берлинского университета зимой 1899/1900 гг. Стенографическая запись лекций была издана под общим названием "Сущность христианства" (первый рус. Перевод — 1907 г.).В отличие от теологической экзегезы, Г. применил к христианскому вероучению способ исторического исследования. Это позволило ему различить в христианстве "ядро" — религию Иисуса, и последующие наслоения — религию об Иисусе. Такие наслоения, по его мнению, видны уже в Новом Завете у апостола Павла, как добавка манеры эллинистического философствования к изначальному благовествованию. Исторически сложившиеся разновидности христианства можно уподобить ветвям единого древа, далеко ушедшим от корней, нередко искривленным или вовсе засохшим. Но историчность форм религии не отменяет вневременного присутствия в любой из них неизменных истин, которые и составляют сущность христианства. Извлекая по документальным источникам неизменное из исторического, Г. обобщает учение Христа в трех ключевых тезисах: абсолютная ценность человека как творения Бога Отца; реальность наступления Царства Божьего и его открытость всем уверовавшим; заповедь любви как высшей праведности. Очевидный антропоцентризм такого "ядра" требует критического отношения к идее божественности Иисуса Христа, библейским чудесам и вообще ко всем свидетельствам сверхъестественного. В то же время, выявленные евангельские основоположения Г. считал подлинными и потому безусловно истинными. Они не опровержимы никакой научной критикой. Учение Христа, таким образом, воплощает идеализированную нравственную цель и должно стать руководством для всех индивидуальных и общественных действий верующих людей.
Поделиться: