Гарнак - это...
ГАРНАК (Harnack) Адольф (1851—1930) — протестантский богослов. В 1876 занял кафедру в Лейпциге, в 1879 получил ординатуру в Гиссене, в 1886 перешел в Марбург. В 1888 Г. был избран профессором богословского факультета Берлинского университета почти единогласно. Высший церковный совет, отражая настроение консервативных протестантских кругов, опротестовал это избрание. Дело поступило на рассмотрение совета министров, который отклонил протест как недостаточно мотивированный. Решать пришлось императору Вильгельму — и он утвердил избрание Г. Газеты сообщали, что Бисмарк в случае неутверждения Г. намеревался выйти в отставку. Гиссенский университет за эту поддержку присудил Бисмарку ученую степень доктора богословия. В Берлине Г. вошел в состав Академии наук и стал во главе Прусской королевской библиотеки. Она стала издавать творения христианских писателей первых трех веков (фактически и 5 в.). Над этим изданием работали лучшие ученые Европы. Г. выпускал "Ежегодные Отчеты Комитета [исследующего труды] Отцов Церкви". С этим монументальным предприятием также было связано начатое Г. и Гебгардтом еще в 1882 издание проекта "Тексты и исследования по истории старохристианской литературы. Архив греческих христианских писателей первых трех столетий [нашей эры]". Это был научный сборник (в 35 томах), в который вошли монографии крупнейших ученых по всем вопросам христианской письменности первых трех веков, среди них и две выдающиеся работы Г.: "История христианской литературы до Евсевия" и "Хронология древнехристианской литературы до Евсевия" (Лейпциг, 1893; 1897—1904). Славу Г. принес главным образом его трехтомный "Учебник истории догматов", вышедший четвертым изданием в 1909—1910.
Согласно И. Д. Андрееву, общий тон религиоведческих воззрений Г. можно полагать пессимистическим. Идейная борьба, которую пришлось вести новой религии во 2 в., заставила ее, по его мнению, от многого отказаться. Ок. 200 христианство представляет удручающее зрелище. Живая вера как будто превратилась в обязательное исповедание определенных формул, общение с Христом (см. Иисус Христос) — в христологию, искание Царствия Божьего — в учение о бессмертии и обожении, свободная проповедь — в ученую экзегетику и науку, представители свободных служений — в профессиональный клир, братья по вере — в опекаемых миром, горячие молитвы — в торжественные гимны и молебные пения. В этом процессе превращения Г. особенно большое значение придает гностицизму. Христианство во 2 в. переживает процесс обмирщения. Новой религии грозила опасность превратиться в один из многих и пестрых элементов синкретизма 2 в. Эллинизм, от которого шли эти попытки обезличения новой веры, уже ранее впитал в себя все мистерии и всю восточную мудрость и представлял собой крупную силу благодаря смешению философем и мифологем. Гностицизм вынудил Церковь привести в порядок свою хартию — канон священных книг (см. Библия), заключить свое учение в неподвижные формулы символов, расширить и изменить самое понятие о Церкви и построить свою собственную метафизику (учение Оригена — см.). Взгляды Г. на процесс разработки догмы во время тринитарных и христологических споров также были полны высокого интереса и повлияли на всех исследователей 20 в. Свои основные воззрения на христианство Г. сформулировал также и в лекциях, изданных под заглавием "Сущность христианства" (11-е изд., 1908). В Берлине профессорская деятельность Г. протекала без больших потрясений, если не считать волнений в ортодоксальных кругах, вызванных его взглядами на происхождение апостольского символа веры. Брошюра, излагающая эти взгляды, — "Апостольский символ веры" — вызвала ропот и бурную полемику и с 1892 по 1897 выдержала 27 изданий. Г. очень много занимался Новым Заветом. В 1906—1911 он выпустил четыре тома "Введения в Новый Завет", в которых высказался по вопросу о синоптиках и сформулировал нетрадиционную постановку проблемы об авторе Книги Деяния Апостолов, что стало событием в богословском мире.
Г. знал русский язык и давал позитивные отзывы о диссертациях протоиерея Иванцова-Платонова, профессора Лебедева и др.
Поделиться: