Гармония - это...
ГАРМОНИЯ (греч armonia - связанность и соразмерность частей) - установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности В аксиологическом своем измерении Г выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание), сколько в качестве векторной (достижение) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейском менталитете (см НАДЕЖДА) Важнейшим аспектом Г является ее соотнесенность лишь с дифференцированным, негомогенным объектом, включающим в себя разнородные или даже противоположные составляющие (исходно термин "Г" употреблялся в античной культуре для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим значением, у Гомера встречается также употребление слова "Г" в значении "согласие", "договор", "мирное со-бытие") Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность, противостоящая хаосу, но мыслится в качестве фундированной глубокой имманентной объекту закономерностью, проявлением которой и выступает феномен Г В этой связи в античной философии Г трактовалась как мировой космический закон: "все происходит по необходимости и согласно с Г" (Филолай) Соотнесенность Г мироздания с фундаментальной закономерностью задает в европейской традиции вектор ее осмысления как открытой для рациональной экспликации и исчисления: от идеи пифагореизма о возможности выразить гармонию пространственного соотношения космических сфер посредством числовых соотношений музыкальной октавы (см ГАРМОНИЯ СФЕР) - до новоевропейского искуса "проверить алгеброй гармонию" (АС Пушкин об А Сальери): математическое исчисление перспективы в живописи, попытки эталонирования в скульптуре и др В отсутствие имманентной глубинной основы Г внешняя псевдо-гармо-ничность не воспринимается европейской культурой в качестве ценности: "скрытая гармония лучше явной" (Гераклит), "заштопанные чулки лучше разорванных, - не так с сознанием" (Гегель) и тп Осмысление Г как феноменального проявления исходной ноументальной закономерности бытия - при трактовке последней в качестве сакральной и соотнесенной с Абсолютом - приводит к формированию в европейской традиции идеи предустановленной Г: Лейбниц, Вольф, Кондильяк и др (см ТЕЛЕОЛОГИЯ), генетически восходящей к окказионализму (см ОККАЗИОНАЛИЗМ) с его трактовкой духа и тела как не взаимодействующих, но изначально - при заводе - синхронизированных Богом часов (А Гейлинкс) В этой связи в европейской философии понятие Г выступает в качестве категориального выражения сущностной внутренней связи внешне альтернативных начал: "враждующее соединяется, из расходящегося - прекраснейшая Г" (Гераклит), а в европейской эстетике презумпция Г выступает как холистский идеал прекрасного, все элементы, аспекты и проявления которого внутренне сбалансированы между собой, создавая совершенство целостности: "Г складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены" (Леонардо да Винчи) Отсюда античный идеал кало-кагатии, ренессансный идеал единства телесного и духовного, идеал пропорциональности духа (Г разума и аффектов) в традиции Просвещения и др Если для классической европейской культуры Г мироздания в широком смысле этого слова и Г отношений человека с мирозданием выступала как норма, и центральный конфликт культуры (как в сфере философии, так и сфере искусства) конституируется как нарушение этой Г и поиск путей ее обретения вновь, то для неклассической культуры (см МОДЕРНИЗМ) в качестве нормы мыслится дисгармоничность, и центральной коллизией является поиск форм бытия в условиях онтологической (социальный и социоприродный хаос) и экзистенциональной (разорванное сознание) дисгармонии (см также ДУАЛИЗМ)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: