Гангаха - это...

ЃАНЃАХА (иврит. "управление") — в иудаизме — термин, обозначающий Провидение, или Промысел Божий, в его универсальном аспекте: целенаправленная и целесообразная деятельность Бога на благо всего творения и прежде всего человечества. Основой веры в постоянно существующую, вечную Ѓ. является библейское (см. Танах, Библия) представление о Боге как о совершенной Личности, наделенной волей, разумом, всемогуществом и всеведением и употребляющей эти качества во благо миру и человечеству. Пути Божьи, действие Ѓ. часто кажутся человеку непостижимыми или даже несправедливыми, и это недоумение выражено во многих библейских книгах (полнее всего — в Книге Ийова [см.], или Иова), однако в конечном итоге Библия одушевлена верой в благое управление Божье, распространяющееся на весь мир. Особенно ярко эта идея звучит в Псалме 145 (в Септуагинте [см.] и Русской Библии — 144), который не случайно стал частью утреннего богослужения в иудейской традиции под названием "Ашрей": "Царство Твое — вечное царство, и власть Твоя — над всеми поколениями. // Поддерживает Господь всех падающих и распрямляет всех согбенных. // Глаза всех устремлены на Тебя, и Ты даешь пищу каждому созданию вовремя. // Раскрываешь Ты ладонь Свою и щедро насыщаешь все живое. // Справедлив Господь во всем, что вершит, и милостив во всех Своих деяниях" (Пс 145/144:13—17). Иудейская экзегеза всегда подчеркивала, что этот Псалом провозглашает идею Божественного управления миром, то, что Бог наблюдает над своими созданиями и поддерживает их существование, в том числе всех людей — независимо от того, праведники они или далеки от совершенства. Талмуд подчеркивает, что Всевышний судит мир, исходя не столько из справедливости (тогда этот мир давно уже был бы уничтожен), но исходя из великой милости. В частности, великий законоучитель рабби Акива говорил: "Все предопределено, но свобода дана; мир судится по благости, однако все зависит от большинства деяний" (Авот 3:15). Одновременно в этом изречении выражена мысль о зависимости общего состояния мира и конечного универсального воздаяния (см. Воздаяние) от большинства деяний, т. е. от добрых или злых дел каждого человека. Вместе с тем и каждого человека Всевышний судит милостиво и ждет терпеливо, не наказывая человека сразу. Он не радуется падению грешника и всегда дает ему шанс исправиться, засчитывая ему малейшую заслугу. Так, в Талмуде говорится, что даже если 999 ангелов засвидетельствуют виновность человека, а один выскажется в его пользу, Бог будет милостив к этому человеку (Талмуд Йерушалми, Киддушин 1:10, 61д; Шаббат 32а). Благое управление Божье распространяется на всю тварь земную (Бава Батра 16а, б; Шаббат 107б; Хуллин 7б).

Термин "Ѓ." впервые появился в средневековой еврейской религиозной философии именно как обозначение универсального Провидения, определяющего естественный порядок мира, — в противоположность термину Ѓашгаха пратит, означающему индивидуальное Провидение, которое определяет судьбу отдельного человека. В сущности, вопрос о Ѓ. — это вопрос о предопределенности этого мира Богом и возможности свободы воли. Саадия Гаон полагает, что Божье всеведение охватывает прошлое и будущее в едином, вечном и неизменном акте. Проблему соотнесения Ѓ. со свободой воли Саадия решает с помощью утверждения, что знание Творцом событий не является их причиной. А. Ибн Дауд считает, что всеведение и всеобщее управление Божье касается естественных законов, действующих в природе, но не властных над случаем и свободной волей человека. Маймонид отождествляет Ѓ. с действием сил природы (Море невухим 2:10). Рассматривая проблему управления миром, он перечисляет пять основных точек зрения: Эпикура, Аристотеля, двух основных направлений мусульманского богословия — ашаритов и мутазилитов — и, наконец, Торы, которая утверждает и Божественную предопределенность мира, и свободу человеческой воли. Божье управление миром является абсолютно справедливым, даже если это не укладывается в рамки понимания отдельного человека. Маймонид исходит из кардинальных различий между Божественным и человеческим знанием: как человек не может постичь сущность Бога, так он не может постичь и Его знания. В сущности, по Маймониду, индивидуальное Провидение существует лишь в той степени, в какой развит и устремлен к Богу интеллект человека. С точки зрения Герсонида, Бог знает порядок всего во Вселенной, целое, но не частное, т. е. численно бесконечное.

Согласно Каббале, существует упорядоченная и непрерывная система управления Вселенной, осуществляющаяся через Божественные атрибуты, или потенции, эманируемые в мир, — сфирот. В мире нет ничего случайного, через все проявляется Божественная Ѓ., даже в тех событиях, которые кажутся порожденными естественными причинами. При этом Ѓ. практически сливается с индивидуальным Провидением, ибо сами законы природы с каббалистической точки зрения связаны с моральной причинностью, с Добром и Злом в действиях человека. Так, автор Зоѓара полагает, что случай не может быть причиной никаких событий, что Провидение, управляющее всем миром, и Провидение, определяющее судьбу отдельного человека, едины. Ѓ. и исходящее через нее от Бога благословение касаются всего мира, но пробуждение провиденциальной силы зависит от "пробуждения снизу" — от самих сотворенных существ. Ранние каббалисты полагали, что Ѓ. связана с деятельностью десятой сфиры — Мальхут, управляющей низшим миром и связанной с Шехиной, или Шхиной, — постоянным присутствием Божественной потенции в мире. Однако некоторые каббалисты считали первоисточником Ѓ. высшие сфирот.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама