Ган Эден - это...

ГАН ЭДЕН (букв. с иврита — "сад блаженства"; в русской традиции — Эдемский сад, Эдем) — в иудаизме — самое общепринятое обозначение Рая как места, в котором не только обитали Адам и Хавва, или Ева, но и как обители, куда отправляются после телесной смерти души праведников. Последнее представление отсутствует в еврейской Библии, или Танахе (см.; см. также Ветхий Завет), и появляется только в Талмуде. Старейший еврейский источник (конец 1 в.), в котором упоминаются Г. Э. в значении "рай" и ад (см. Геѓинном), — изречение рабби Йоханана бен Заккая: "Передо мною два пути: один ведет в Ган Эден, другой — в Геѓинном" (Брахот 28б). Некоторые законоучители полагали, что праведники и грешники войдут в Г. Э. и Геѓинном после воскресения из мертвых (см. Воскресение мертвых) и Страшного суда; другие — что сразу после смерти. В раввинистической литературе есть утверждение, что Г. Э. и ад существовали еще до сотворения мира (Песахим 54а). Геѓинном расположен по левую руку Бога, Г. Э. — по правую (Мидраш Теѓиллим 90:12). От каждого человека зависит, где он займет место. В иудейских представлениях Рай лишен чувственных наслаждений (в отличие, например, от мусульманского рая — см. ал-Джанна): праведники будут восседать в венцах, наслаждаться сиянием Божественного Присутствия и изучать Тору (Брахот 17а). Г. Э. не изображается как место статичного блаженства: Мессия (см. Машиах), пребывающий там в ожидании избавления (см. Геулла), призывает праведные души ходатайствовать о приближении этого дня. Согласно иудаизму, в Г. Э. пребывают и души праведников-неевреев (см. Хасидей уммот ѓа-Олам). По Маймониду, Г. Э. — символ радости единения с Богом, он не имеет конкретного воплощения. Многие еврейские законоучители Нового времени отвергали идею существования Ада и Рая в буквальном смысле слова.


Поделиться:

Реклама