Галаха - это...
ЃАЛАХА (арам. "принятый путь", в значении — "закон") — нормативная часть иудаизма, совокупность всех законов иудейской традиции, содержащихся в Торе, Талмуде и более поздней раввинистической литературе. Еще одно, узкое, значение термина "Ѓ." — конкретное правовое постановление, решение по конкретному вопросу (мн. ч. — Ѓалахот). Поначалу Ѓ. понималась именно в таком значении, постепенно стала обозначать всю религиозно-правовую систему иудаизма. Ѓ. опирается на пять неравноценных с точки зрения иудаизма источников: 1) Письменный Закон (Тора); 2) установления, основанные на предании; 3) Устный Закон; 4) постановления софрим (писцов); 5) обычай. Самым авторитетным источником является Тора и ее 613 мицвот (заповедей). Согласно пониманию еврейских законоучителей, вся Ѓ. содержится в Торе, представляющей собой целостное учение, где содержится решение абсолютно всех проблем, которые может выдвинуть жизнь. Однако, чтобы понять, что говорит Тора, нужно владеть методами ее интерпретации и для этого опираться на последующие источники, и прежде всего на Устный Закон, открытый, как и Тора, пророку Моше, или Моисею, на г. Синай. Самым ранним сводом Ѓ. является Мишна, а затем — Гемара; вместе они образуют Талмуд — важнейшее собрание Ѓ. Затем последовали попытки систематизации и кодификации выработанной Г. Первым общепризнанным практическим руководством по ней стала "Сэфер ѓалахот" ("Книга Законов") Адаси (11 в.). Самым монументальным и логически построенным кодексом Ѓ. стал труд Рамбама, или Маймонида, "Мишне Тора" ("Повторение Закона", 12 в.), в который вошел материал Вавилонского и Иерусалимского Талмудов, Тосефты, глахических Мидрашей, респонсы гаонов, комментарии к Талмуду и предшествующим кодексам, а также признанные обычаи и собственные установления Маймонида. Практическим руководством по Ѓ. является "Шульхан Арух" ("Накрытый стол") Йосефа Каро (16 в.), дополненный трудом Моше Иссерлеса "Маппа".
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: