Фрейд, Зигмунд (1856—1939) - это...

Основатель психоанализа, прославляемый многими как величайший гений XX века и критикуемый другими за интеллектуальное шарлатанство. Главным вкладом Фрейда в психологию было новое понимание структуры и развития личности. Согласно Фрейду, личность состоит из трех главных взаимодействующих аспектов: 1. Ид — вместилище психической энергии, исходящей от непосредственных инстинктов жизни и смерти. Ид действует в соответствии с принципом удовольствия, т. е. ищет удовольствия и избегает боли и страданий. Оно постоянно ищет самовыражения. 2. Эго — часть психики, находящаяся в контакте с требованиями Ид и нравственными принципами Супер-Эго. Оно действует в соответствии с принципом реальности, контролируя стремление Ид к немедленному удовлетворению своих желаний и находя уместные способы самовыражения. 3. Супер-Эго — нравственный аспект личности, продукт социализации. Содержит Эго-идеал (стандарты нравственного поведения) и совесть («внутреннийголос», который сообщает нам о дурных поступках). Супер-Эго играет роль верховного арбитра, раздающего награды (чувство гордости и удовлетворения) и наказания (чувство вины или стыда), в зависимости от активации одной из двух его составляющих. Требования Ид («я хочу это, и хочу немедленно») и требования Эго («нет, это неправильно») часто вступают в конфликт между собой. Эго борется с этими конфликтами, включая подсознательные защитные механизмы. Они искажают или отрицают реальность таким образом, что мы оказываемся защищенными от беспокойства, порождаемого нерешенными конфликтами. Фрейд считал, что мы все время находимся в состоянии конфликта между Ид и Супер-Эго, а также между желаниями личности и требованиями окружающей обстановки. Он полагал, что последний конфликт является неизбежным, поскольку правила и традиции появляются и исчезают, а врожденные человеческие характеристики остаются неизменными. Согласно теории Фрейда, жизньчеловека делится на пять этапов, которые называются психосексуальными стадиями развития личности, подчеркивая то обстоятельство, что главной движущей силой является потребность в выражении половой энергии. На каждой стадии эта энергия выражается разными способами и через разные части тела: 1. Оральная стадия (от 0 до 2 лет): рот считается фокальной точкой чувственных ощущений, через которую ребенок проявляет раннюю сексуальную энергию. 2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). С началом развития своего Эго ребенок осознает окружающую реальность и необходимость подчиняться требованиям других людей. Главным на этой стадии получение удовольствия от обретения контроля над испусканием фекалий. 3. Фаллическая (Эдипова) стадия (от 3 до 6 лет), когда половая энергия начинает фокусироваться на гениталиях. Основным конфликтом на этой стадии является Эдипов комплекс, при котором ребенок подсознательно хочет обладать родителем противоположного пола и избавиться от родителя своего пола. В результате этого желания мальчики испытывают комплекс кастрации, который впоследствии заставляет их принимать сторону отца (отождествление с агрессором). Явно больше озадаченный процессами женского развития, Фрейд утверждал, что девочки испытывают зависть к пенису (осознание того, что у них нет пениса), которая в конечном счете преодолевается через материнство и рождение ребенка (мужского пола, обладающего искомым пенисом). Любой другой ход женского развития рассматривался как девиация, или отклонение от нормы. 4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). Это период сравнительного затухания сексуальных интересов. Ребенок укрепляет уверенность в себе и овладевает навыками общения с окружающим миром. Фрейд считал, что на этой стадии предыдущие «переживания и раздражители» подавляются, и у детей развивает младенческая амнезия — т. е. неспособность вспомнить многие события своего раннего детства. 5. Генитальная стадия (от 12 лет и старше). Кульминация психосексуального развития и фиксация половой энергии на гениталиях. В конечном счете, это направляет людей к совокуплению и началу следующего жизненного цикла. По поводу теории Фрейда высказывались разнообразные замечания: - Фрейд считал конфликты, деструктивные побуждения, похоть и эгоизм неизбежными человеческими качествами. Неофрейдисты подчеркивают важность творчества, любви, альтруизма и надежды. - Фрейд полагал, что когда девочки обнаруживают у себя отсутствие пениса, они завидуют мужчинам, которые обладают пенисом, примиряясь со своим низшим положением в результате этого недостатка. Согласно альтернативной интерпретации, мужчины завидуют способности женщин создавать и выращивать жизнь в своем теле; следовательно, мужчины боятся женщин и завидуют им, считая себя неполноценными по сравнению с женщинами (см. Утробная зависть). - Фрейд утверждал, что секс и агрессия являются двумя наиболее важными побуждениями в человеческом развитии. Другие исследователи указывали на роль психосоциальных конфликтов (Эриксон), на потребность в самооценке (Кохут) и на потребность в преодолениичувства неполноценности (Адлер). - Теория Фрейда, в которой женщины рассматриваются как морально неполноценные существа, является примером альфа-предубеждения. Альтернативные взгляды на природу женского развития подразумевают существование врожденных различий между мужчинами и женщинами.


Определения, значения слова в других словарях:

Новейший философский словарь
• ФРЕЙД (Freud) Анна (1895-1982) - австрийский психоаналитик Сооснователь эгопсихологии и детского психоанализа Почетный доктор Венского университета и университета Кларка (США) Дочь 3 Фрейда Под непосредственным руководством отца освоила теорию, методику и технику...
Психотерапевтическая энциклопедия
        Зигмунд (Freud S., 1856-1939). Выдающийся врач и психолог, основатель психоанализа. Родился Ф. в моравском городе Фрейбурге. В 1860 г. семья переехала в Вену, где он с отличием окончил гимназию, затем поступил на медицинский факультет университета и в 1881 г. получил...

Поделиться:

Реклама