Фреге - это...
ФРЕГЕ (Frege) Готлоб (1848-1925) - немецкий логик, математик, философ, в конце 20 ст все чаще трактуемый как зачинатель аналитической философии Основатель современной формальной логики и логической семантики Основные работы - "Запись в понятиях" (1879), "Основы арифметики" (1884), "Основные законы арифметики" (1893-1993), "Смысл и денотат" (1892) Главными заслугами Ф как логика являются разработка аксиоматического построения логического исчисления, классической логики предикатов, конституиро-вание представления о логике как основе математики Ф изъял из языка логики нечеткий термин "переменного количества", вместо которого ввел понятие "переменной" как знака особого рода Достижение Ф в области логической семантики - это разработка теории имени, в основе которой лежит представление о семантическом треугольнике, в одной из вершин которого располагается имя, в другой - обозначаемая этим именем вещь, в третьем - выражаемый этим именем смысл Обнаруженые впоследствии Расселом противоречия в теории Ф как раз касались того, что Ф не наделил точным значением употребление понятия "смысл" Заслуга Ф как философа заключается в том, что он одним из первых предположил, что решение любых логических и философских проблем кроется в анализе языковых выражений (Таким образом, в ряду "главных" философских дисциплин эпистемология была замещена "логикой", включавшей в себя, по Ф, и "философию языка") Соответственно была сформулирована и главная идея первого этапа развития аналитической философии - идея создания универсальною языка, генетически восходящая к "идеографии" Р Луллия При этом главной стала проблема значения, тк представление о том, как происходит установление однозначных отношений между именем (знаком вещи) и денотатом (вещью) лежит в основании теории имени Надо отметить, что идеей создания универсального логического языка были проникнуты все три главных произведения первого этапа аналитической философии - статья Ф "Значение и денотат", совместная работа Рассела и Уайтхеда "Принципы математики" и "Логико-философский трактат" Витгенштейна Статья Ф "Значение и денотат" (1892) может быть признана первым текстом аналитической философии Ее значение определяется тем, что именно она заложила те принципы анализа логических, языковых, семантических проблем, которые впоследствии стали развивать Рассел в теории логического атомизма и Витгенштейн в "Логико-философском трактате" Появление статьи "Значение и смысл" связано с решением Ф чисто гносеологического вопроса - как человек познает мир В результате анализа логических проблем Ф пришел к выводу, что в основании логических проблем лежат семантические проблемы, связанные с решением вопроса о том, как в формализованном языке должны употребляться слова естественного языка По мнению Ф, неправильное понимание логики естественного языка приводит к логическим парадоксам и противоречиям в философских рассуждениях Ф одним из первых пришел к пониманию, что для того, чтобы адекватно познавать мир, человеку необходимо сначала упорядочить язык познания И так как язык познания не может обойтись без слов естественного языка, то прежде всего необходимо упорядочить их употребление Под упорядочением естественного языка Ф понимал во-первых, формализацию естественного языка, те замену слов на знаки, а выражений на уравнения; во-вторых, установление однозначного соответствия между знаком вещи (именем) и самой вещью (денотатом) Под именем (знаком вещи) Ф понимал любое обозначение, выступающее в роли имени собственного Денотатом знака для Ф является определенная вещь Обозначение одной вещи может состоять из нескольких слов или иных знаков Также Ф вводит такое понятие как смысл знака: смысл знака, по Ф, - это то, что отражает способ представления обозначаемого данным знаком Именно эти три понятия - знак, денотат и смысл - лежали в основании рассмотрения проблемы значения у Ф Ф отличал смысл и денотат знака от соответствующего этому знаку представления: "Если денотат знака - это вещь, данная нам в ощущениях, то мое представление об этой вещи есть внутренний образ, возникший у меня на основе моих впечатлений об этой вещи, а также в результате моей деятельности, физической и мыслительной, связанной с этой вещью Представление (внутренний образ) всегда субъективно - оно меняется от человека к человеку Отсюда проистекает многообразие представлений, сопряженых с одним и тем же смыслом" Далее Ф еще более уточняет различие между смыслом имени и представлением, связанным с этим именем Он говорит, что если смотреть на Луну в телескоп, то Луна - это будет денотат, изображение Луны, образующееся на линзах телескопа - это смысл, а изображение Луны на сетчатке глаза наблюдателя - это представление Несмотря на некоторые противоречия, которые свойственны любой развивающейся теории, логические и семантические открытия Ф носили фундаментальный характер, и на долгие годы заложили фундамент развития как логики так и математики Именно Ф сориентировал философию на анализ структур мысли (посредством анализа языка) в контексте их различения с процедурами реконструкции психологических механизмов мышления
Поделиться: