Франкл - это...

ФРАНКЛ (Frankl) Виктор (р 1905) - австрийский философ и психолог, специалист в области психотерапии; в 1930 получил степень доктора медицины, в 1949 - степень доктора философии; профессор Венского университета, Международного университета в Сан-Диего (Калифорния) Основные сочинения: "Психотерапия в практике" (1947), "Бессознательное божество" (1948), "Теория и терапия неврозов" (1956), "Врач и душа" (1955), "Человек в поисках смысла" (1962), "Психотерапия и экзистенциализм" (1967), "Воля к смыслу" (1969), "Антропологический фундамент психотерапии" (1975), "Неуслышанное обращение к смыслу" (1978) и др Теория логотерапии и экзистенционального анализа, созданная Ф, представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека В своей концепции человека Ф выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли Стремление к поиску и реализации смысла рассматривается как врожденная тенденция, присущая всем людям Человек, по Ф, стремится обрести смысл и попадает в состояние фрустрации, если это стремление не реализуется Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире В психологической структуре личности Ф выделяет особое измерение, в котором локализованы смыслы Утверждая уникальность смысла, Ф дает в тоже время характеристику возможных позитивных смыслов, вводя представление о ценностях, которые являются смысловыми универсалиями, выкристаллизовавшимися в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми сталкивается человек или общество Выделяются три группы ценностей: творчества, переживания, отношения Ценности творчества, основным путем реализации которых является труд, наиболее естественные и важные, но не необходимые Здесь человек как творческая личность выходят за пределы своей деятельности Из числа ценностей переживания Ф особенно выделяет любовьЛюбовь - это взаимоотношения на уровне духовного смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности Говоря о ценностях отношения, Ф отмечает, что к ним человеку приходится прибегать, когда он находится во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить Но человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию жизненный смысл В нахождении смыслов человеку помогает совесть, которая является смысловым органом, интуитивной способностью отыскивать единственный необходимый смысл Но кроме нахождения смысла, необходима еще и реализация его Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни Он ориентирован на общество, и в этом смысл индивида трансцендирует себя; в свою очередь, смысл общества конституируется существованием индивидов Ф вводит понятие сверхсмысла, который трансцендентен человеческому существованию, и человеку приходится мириться с невозможностью охватить бытие в целом, с невозможностью познать его сверхсмысл В контексте проблемы свободы воли, необходимо отметить, что, по словам Ф, человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода существенно ограничена обстоятельствами Ф признает детерминированность человеческого поведения, но отрицает его пандетерминированность Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется ценностями и смыслами, локализованными в "ноэтическом измерении" (см: НОЭЗИС и НОЭМА) Он характеризуется способностью к самотрансцен-денции и способностью к самоотстранению По словам Ф: "Человек - это больше, чем психика: человек - это дух"


Определения, значения слова в других словарях:

Психотерапевтическая энциклопедия
        Виктор Эмиль (Frankl V. E., 1905 г. р.). Родился в Вене — на родине двух школ психотерапии (Фрейда (Freud S.) и Адлера (Adler А.)). В течение нескольких лет Ф. являлся активным членом Общества индивидуальной психологии, которое покинул в 1927 г. после критических...

Поделиться:

Реклама