Флоровский - это...
ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич (1893-1979) - русский богослов, философ, историк культуры Окончил историко-филологический факультет Одесского университета Богословского образования не имел В 1920 - эмигрировал С 1926 - профессор патрологии Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже В 1932 принял священство В 1948-1955 - профессор, затем декан Свято-Владимирской Духовной Академии в Нью-Йорке Преподавал в Гарвардском (профессор истории восточной церкви, 1956-1964) и Принстонском (отделение богословия и славяноведения, 1964-1979) университетах (США) Вице-президент Национального совета церквей США (1954-1957) Основные сочинения: "Восточные Отцы 1У века" (1931), "Византийские Отцы У-УШ веков" (1933), "Пути русского богословия" (1937) и др Ф был уверен, что современная эпоха томится по "новому христианскому синтезу", и свое творчество подчинил выработке основ этого синтеза, называя систему своих взглядов "неопатристическим синтезом" (основное движение философского мышления Ф осуществлялось в контексте идеи "Вперед - к Отцам!") Выступал против некоторых идей русской религиозной философии, противник софиологии (В Соловьева, Булгакова, Флоренского) как выражения, по его оценке, немецкого идеализма и гностицизма; критиковал теорию всеединства и считал, что Бог творит мир как иную, отличную от себя реальность Бог создал человека, по Ф, свободной деятельностной личностью, история - единство творческих актов свободной личности; человеческое познание бесконечно в своем прогрессе Смерть и воскресение Христа превращают смерть человека из "космической катастрофы" в "сон" до времени, когда душа и тело соединяться при воскрешении из мертвых ("Смерть на кресте", 1930) Христианское мировоззрение (в отличие от греческого, философско-рационального) исторично: время - не циклично, представляет собою не круговорот, а линию, имеющую начало, конец и цель Будучи деятелем экуменического движения Ф выступал за "фактическую совместную работу в стремлении к христианской истине", но считал, что католицизм подменяет незримое присутствие (и руководство) Христа в Церкви идеей его наместника (папы), который по сути подменяет Христа в земной церкви и истории ("Проблема христианского объединения", 1933) В своем фундаментальном труде "Пути русского богословия", охватывающем период с 14 в по 1917 Ф дал конкретный анализ процесса производства философского знания в России, выделил его особенности, проследил историю взаимосвязи западной и русской философской культуры Ф отмечал, что для России характерна рано сложившаяся ориентация на осмысление собственной истории и роли России в мировой культуре Эта ориентация чаще всего облекалась в форму теологических исканий Важную роль в становлении русской философии сыграла русская художественная литература Ф был уверен, что нельзя пренебрегать западной мыслью (системами схоластов, опытом католических мистиков и теологов, которые обусловили с 17 в своеобычное "западное пленение" отечественной религиозной мысли), но на русской почве ее надо усваивать в опоре на стиль и методы представителей восточной патристики Согласно Ф, непреходящей парадигмой православного богословствования выступает "христианский эллинизм" эпохи Вселенских соборов и греческой патристики (4-8 вв) "Пути русского богословия" не лишены некоторого субъективизма автора, что вызвано его церковным консерватизмом и панрелигиозностью в философских темах Так, Ф полагал в качестве формы истинно церковной соборности евхаристию, на основе которой церковь способна выступать как преображенное человечество НО Лосский считал, что из всех русских богословов о Георгий является наиболее верным православному учению Ф стремится точно придерживаться святого писания и патриотической традиции Следует добавить, что консервативный подход к богословию у Ф никогда не сочетался со слепым поклонением прошлому и был чужд нетерпимости и формализму Выступая крупнейшим авторитетом в сферах исследования славистики и византинистики, стремясь преодолеть отчужденность греческой и славянской ветвей православия, Ф, безусловно, адекватно трактовался на Западе как высокоинтеллектуальный "голос православия" 20 ст
Поделиться: