Флоренский - это...

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович (1882-1937) - русский философ, ученый-энциклопедист Учился на математическом отделении физико-математического факультета Московского университета (1900-1904) Параллельно с занятиями математикой и физикой изучал философию на историко-филологическом факультете В 1904 поступил в Московскую Духовную академию, где в 1908 утвержден в должности ио доцента по кафедре истории философии (преподавал здесь по 1919) В марте 1906 в храме Московской Духовной академии по поводу казни лейтенанта Шмидта произнес проповедь "Вопль крови", за что был арестован и заключен в Таганскую тюрьму В 1911 принял сан священника, не занимая приходской должности В 1914 защитил магистерскую диссертацию "О духовной истине Опыт православной теодицеи" Утвержден в ученой степени магистра богословия и звании экстраординарного профессора Московской Духовной академии по кафедре истории философии В 1912-1917 редактировал журнал "Богословский вестник" После 1917 работал ученым секретарем комиссии по охране памятников искусства и старины Троиц-ко-Сергиевой лавры, преподавал в Сергиевском институте народного образования (читал лекции по физике и математике) В 1921 переходит на исследовательскую работу в Главэнерго ВСНХ РСФСР Стнс комитета электрификации СССР В 1921 избран профессором Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) по кафедре "Анализ пространствен-ности в художественных произведениях" В 1930 назначен помощником директора Всесоюзного электротехнического института по научной части В феврале 1933 арестован и в июле осужден на 10 лет, выслан по этапу в восточно-сибирский лагерь "Свободный" Осенью 1934 переведен в Соловецкий лагерь 25 ноября 1937 вторично осужден особой тройкой НКВД по Ленинградской области Расстрелян Главные сочинения: "О символах бесконечности" (1904); "Об одной предпосылке мировоззрения" (1904); "Вопль крови" (1906); "Общечеловеческие корни идеализма" (1909); "Космологические антиномии Им Канта" (1909); "У водоразделов мысли" (1910-1929, не закончена), "Пределы гносеологии Основная антиномия теории знания" (1913); "О духовной истине" (1913); "Разум и диалектика" (1914); "Столп и утверждение истины Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах" (1914); "Смысл идеализма" (1914); "Первые шаги философии Из лекции по истории философии" (1917) и др Близость, родство философского творчества Ф художественной литературе, художественной образности обусловили его эстетизм, своеобычную картинность, фигуративность творчества С другой стороны, мировосприятию Ф были присущи объектность, естественнонаучность, организмичность: даже лики Троицы, согласно Ф, "объектны" относительно друг друга Постулат свободы - несущая конструкция философии Ф Существование самовольного "посюстороннего" мира с его множественностью вещей Ф обосновывает именно свободорожденностью Явление земного мира в качестве "кальки" мира небесного предполагало бы, по Ф, несвободу самого Бога "СвободаЯ - в живом творчестве своего эмпирического содержания; свободное Я сознает себя творческою субстанциею своих состояний, а не только их гносеологическим субъектом, те сознает себя действующим виновником, а не только отвлеченным подлежащим всех своих сказуемых Я может возвышаться над условиями эмпирического, и в этом - доказательство высшей, не-эмпирической его природы" Бог "творчески обнаруживается" в человеке, а человек в Боге - именно в мистерии свободы Их взаимное откровение обнаруживается в любви: "познание человеком Бога неминуемо открывается и выявляет себя деятельною любовью" (Ф) Поскольку свобода у Ф тобр онтологична, следовательно свободно и зло Если свобода человека есть подлинная свобода само-определения, - полагал Ф, - то невозможно прощение злой воли, потому что она есть творческий продукт этой свободы Но если свобода не подлинна, то не подлинна и любовь Божия к твари; если нет реальной свободы твари, то нет и реального самоограничения Божества при творении, нет "истощания", и следовательно, нет любви А если нет любви, то нет и прощения Ф изначально и категорически отвергал возможность двуна-чалия мира Бог - только любовь, свет и благо Душа, лишь освободившись от оболочки зла и беззакония вещного мира, осуществляет прорыв к Богу (Вопрос теодицеи, те оправдания Бога в условиях существующего в мире зла - один из наиважнейших для Ф) Проблему того, каким же образом земной мир способен войти в область неизменно благого, если основание этому иррационально и располагается в пространстве веры, Ф решал через придание особого статуса религиозному опыту, мистическому озарению, которые, в свою очередь, неразрывно завязаны на фундаментальную онтологическую категорию философии Ф - личность как вырастающую из духа, - личность, которая видится там, где, по Ф, "за глазом действует другой глаз" Великая, свободная личность, распростершаяся над бездной самое себя, - по Ф, - это "реальность высшей плотности", идея, око рода ("единого объекта знания") Род выступает у Ф как качество ипостаси Божества - единого начала Лик же человека тем и интересен, что в нем сквозит его идея Лик увязан и с человеком, и с любой вещью ("лик природы") - все это "мысли Бога" Лик получает личность - родовую жизнь, в лице являющуюся Личность неисчерпаема, она - идеал человека, предел его устремлений и само-построения История тем самым обретает собственный смысл в своей предвечноев„ў, в приобщенности каждого к ней постольку, поскольку он сознает себя существующим в ней История у Ф - "непрерывность предания", хранилищем которого выступает память Память, согласно Ф, есть деятельность мыслительного усвоения, те творческое воссоздание из представлений, - того, что открывается мистическим опытом в Вечности Не удивительно, что лишь в христианстве с его идеей Богочеловечества стала возможной, по Ф, подлинная история - в своей конкретности так или иначе просвечиваемая Божественным "сращенность бытия" Мир как трагичная борьба и взаимодействие Божественного и человеческого у Ф всепроникающе символичен, он являет собой процесс кодирования феноменов в ноуменах, внутренних зраках вещей Те закономерности, которые возможно обнаружить в истории, Ф оценивал так: "История начинается тогда, когда выделяется единичное из общей массы-множественности а в таком случае здесь нет речи о "законах" История гласит нам, что есть не везде и не всегда: не генерализует, а индивидуализирует Если естественнонаучное познание экстенсивно, то историческое познание есть интенсивное Оно идет вглубь, а не вширь, говорит не об общих фактах, а единичных" Следует проводить различие между социологией и историей В социологии, по Ф, господствует закономерность Предвидение известной закономерности не составляет предмет истории Без внутреннего духовного творчества истории не бывает Предмет истории всегда составляет нечто новое Предмет истории - лицо Т обр, во взглядах Ф на историческое познание может быть эксплицирована методологическая установка, во многом изоморфная парадигме ис-торицизма с его пафосом идиографического метода По схеме Ф, история может восприниматься как особый объект мышления, как свидетельство наличия рефлексии субъекта относительно того состояния (объекта), в котором он был размещен, как отражение возникновения субъект-объектного отношения Такая история возникает вместе с историками А история как особый смысл, как человеческая судьба, рождается в процессе мистического переживания-преодоления этого разрыва, когда субъект познания постигает внутреннюю глубину ранее отторгнутого от себя объекта, воссоединяется с внутренними святынями и преданиями путем духовного самопознания Единение субъекта и объекта как цель и смысл философии истории, постигаемой через мистический опыт, трактовалось Ф через идею о том, что познание вещей "есть реальное выхождение познающего из себя или - что то же - реальное вхождение познаваемого в познающего, - реальное единение познающего и познаваемого" Философский разум, таким образом, совмещает у Ф преобладающую веру в существование абсолютной истины и способность к предельно-скептическому сомнению (состояние "философского вопля") Мучительность этого положения Ф осмысливал так: "Верю вопреки стонам рассудка, верю именно потому, что в самой враждебности рассудка к вере моей усматриваю залог чего-то нового, чего-то неслыханного и высшего" "Грешным" и "беззаконным" у Ф выступает готовность разума опираться на самого себя вопреки постулатам веры Подлинная истина абсолютна и еретические по сути попытки разума имманентно постичь ее должны изживаться на протяжении всей истории как специфическом способе осуществления идеала со-чувст-вия, со-мыслия человеческого и Божественного Подобным образом в последнем свободно движется все организменное и телесное Только при такой со-бытийности, по Ф, Бог воспринимается имманентно-трансцендентным У Ф разум являет собой неразрывный объект религиозного восприятия, Истина и Бог едины Только религия у Ф "одолевает геенну, которая в нас, и языки которой, прорываясь сквозь трещины души, лижут сознание" Но в конкретной практике миротво-рения это "вместемыслимое" единство многоаспектно: "Бог мыслит вещами", ноумены "проступают" сквозь феномены В результате субъект разума вкупе с его объектом трансформируется в систему субъект -субъектного отношения через акт познания Избранный Ф постигающий метод - диалектика - жизненное и целостное "нарастающее" мышление, фиксирующее подлинные, живые противоречия сущего Целью этого процесса является полное освобождение духа, а его основания - "формы культа", по Ф, - способствуют символизации ноуменов в феноменах и движению исторического в вещах к ипостаси внеисторического Успех либо неуспех прорыва исторического через вещественное задается степенью причастности или разлада разума и Истины: любая историческая эпоха имеет периоды доминирования "дневного" либо, напротив, "ночного" сознания, когда "душа теряет свое субстанциональное единство, теряет сознание своей творческой природы, теряется в хаотическом вихре своих же состояний" (Таким образом, по Ф, если истина и существует, то она антиномична, познаваема разумом и даваема интуицией, выступая истиной-дискурсией) Постижение оснований "дневной философии" предполагает, по Ф, одновременную элиминацию в "Абсолютное Ничто" всех ино-культурных, ино-бытий-ных возможностей История, способная очищаться от вещного зла, порождала у Ф трагичную догадку о том, что история мира, возможно, есть "одна лишь ночь, один лишь страшный сон, растягивающийся в века" Результатом, по мнению Ф, является то обстоятельство, что "в погоне за греховным рационализмом сознание лишается присущей всему бытию рациональности" Идея вещи, высвобождаемая мыслью благодаря формированию "памяти", конституирует имя вещи - "материализацию, сгусток благодатных или оккультных сил, мистический корень, которым человек связан с иными мирами" Истина, открываемая в слове, допускает уразумение людьми в форме постижения некоей мистико-магической реальности - имен объектов, которые вместе с этим являют собой сами объекты "Имена" у Ф - орудия магического проникновения в действительность Зная их, возможно познать вещи "Имена" - сама познаваемая мистическая реальность По Ф, "греховность" истории в потенциальной возможности в ее рамках как отступничества разума от Божественного основания, так и самонадеянного "самоупора человеческого "з н а ю" Важное место во взглядах Ф занимала софиология В трактовке всеединства и Софии Ф расходился с В Соловьевым, строя учение о Софии на материале православной церковности (иконописи, литургики и др), а явления эмпирической реальности и самую материю мира, вещество трактуя не отъединенными от смысла, а выражающими его, духовно значимыми и ценными Характерными чертами религиозно-философской мысли Ф являлись тяга к платонизму и к духовному строю греческой античности; тенденция к максимальному сближению эллинского и православного духовных стилей; "конкретность" - неприятие спиритуализма и отвлеченной метафизики, стремление дополнить религиозно-философские тезисы экскурсами в различные области знания; интеграция идей и методов современного ему естествознания в рамки религиозного мировоззрения Метафизика Ф - это "метафизика всеединства" на новом этапе, обогащенная феноменологическим методом исследования и рядом выдвинутых Ф идей философского символизма и семиотики Ее задача - выявление первичных символов, базисных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются различные области культуры В социально-политической области Ф был убежденным сторонником монархии: "Самодержавие не есть юридическое право, а есть явленный самим Богом факт, - милость Божия, а не человеческая условность, так что самодержавие Царя относится к числу понятий не правовых, а вероучительных, входит в область веры, а не выводится из вне-религиозных посылок, имеющих в виду общественную или государственную пользу" Подлинная власть, по Ф, должна быть осенена свыше: она не должна быть результатом человеческого выбора, право на истинную власть - "нечеловеческого происхождения" и заслуживает "названия божественного" При этом Ф был убежден, что подобно тому как дьявол - обезьяна Бога, кроме истинных единоначальников существуют "суррогаты такого лица" (Муссолини, Гитлер и др)


Поделиться:

Реклама