Фейербах - это...
ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804-1872) - немецкий философ Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах В 1828 защитил диссертацию "О едином, всеобщем и бесконечном разуме", выдержанную в духе гегелевского идеализма После защиты - приват-доцент Эрлангенского университета В 1830 анонимно выходит в свет сочинение Ф "Мысли о смерти и бессмертии", в котором оспаривался тезис о личном бессмертии и загробной жизни Аноним становится известен и начинаются гонения, для Ф закрываются университетские кафедры Ф сотрудничает с журналами В 1833 опубликовал первый том книги: "История новой философии" (т 2-1837, т 3-1838) Книга принесла предложения ряда журналов ("Берлиыер Ярбухер" заказал Ф рецензии на "Историю философии" Гегеля и "Философию права" Г Шталя) Сотрудничество с журналами отложило отпечаток на стиль публикаций Ф того времени (юмористические философские афоризмы "Писатель и человек", 1834) Основные философские труды пишутся Ф в деревне Брукберг, куда он переселился с семьей в 1837 Ф провел там 24 года, покинув свое уединение лишь однажды для чтения лекций гейдельбергским студентам в 1848-1849 Важной вехой интеллектуальной биографии Ф был разрыв с учением его учителя - Гегеля В 1839 Ф была написана работа "К критике гегелевской философии", за ней последовали: "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842) и "Основные положения философии будущего" (1843), в которых Ф критикует гегельянство в основном с материалистических позиций, резко выступая против тезиса о тождестве бытия и мышления Мир рассматривался Ф как органическая целостность, в центре которой - человекЧеловек трактуется как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся в антропологию Особое значение имела книга "Сущность христианства" (1841), переведенная на многие языки В ней Ф дает глубокий анализ религии как социокультурного феномена Критика религии становится основной темой творчества Ф Она фундировалась на определенных знаниях в области теологии (которой Ф учился, пока не сделал выбор в пользу философии), которую как антинаучную теорию религии Ф предлагал заменить "теономией", рассматривающей достоверное знание о том, как человек создал Бога Разгадку веры, согласно Ф, следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие Чувство зависимости и обусловило, по Ф, возникновение феномена религиозной веры "Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо" Антропологизм Ф вел к построению Новой теологии, в которой Человек и есть Бог, те предлагается преодолеть противопоставление посюстороннего (мирского) и потустороннего (трансцендентального) и, таким образом, выйти на осуществление всемирной мечты человечества - создания "царства божьего" на земле В философии Ф на место любви к Богу ставится любовь к Человеку Последующие работы Ф: "Сущность религии" (1845), "Теогония" (1857) Ф конец жизни провел в нужде (после банкротства зятя вынужден был покинуть Брукберг в 1860) Философия Ф получила различные интерпретации: марксизм признал ее одним из своих источников, подчеркивая материализм и атеизм, а немарксистские историки философии считают ее предшественницей философской антропологии
Поделиться: