Фейерабенд - это...

ФЕЙЕРАБЕНД (Feyerabend) Пол (Пауль) Карл (1924-1994) - американский философ и методолог науки Научную карьеру начал в 1951, работая в Англии, с 1958- в ряде северо-американских университетов и в университетских центрах Западной Европы Основные сочинения: "Против метода Очерк анархистской теории знания" (1975), "Наука в свободном обществе" (1978), "Проблемы эмпиризма Философские заметки" (1981) и др В научном творчестве опирался на идеи критического рационализма (Поппер), исторической школы в философии науки (Кун), испытал влияние марксизма (В Холличер) и идеологии контркультуры (Франкфуртская школа) В 1970-е Ф создает концепцию "эпистемологического анархизма" Анархизм в понимании Ф малопривлекателен в политическом измерении, но незаменим для эпистемологии и философии науки В русле основных идей постпозитивизма Ф отрицает существование объективной истины, признание которой расценивает как догматизм Отвергая как кумулятивность научного знания, так и преемственность в его развитии, Ф отстаивает научный и мировоззренческий плюрализм, согласно которому развитие науки предстает как хаотическое нагромождение произвольных переворотов, не имеющих каких-либо объективных оснований и рационально не объяснимых Развитие научного знания, по Ф, предполагает неограниченное приумножение (пролиферацию) конкурирующих теорий, взаимная критика которых стимулирует научное познание, а успех любой из них определяется умением автора-одиночки "организовать" его Так как наука не является единственной или предпочтительной формой рациональности, то источником альтернативных идей могут быть любые вненаучные формы знания (магия, религиозные концепции, здравый смысл и тд) Столь же правомерно, считает Ф, и теоретическое упорство авторов научных концепций, те отказ от альтернатив в познании независимо от критики создаваемых научных теорий "Поиск обретает несколько направлений, возникают новые типы инструментов, данные наблюдений входят в новые связи с иными теориями, пока не установится идеология, достаточно богатая, чтобы снабдить независимыми аргументами каждый факт Сегодня мы можем сказать, что Галилей был на верном пути, ибо его напряженные усилия в направлении весьма странной для того времени космологии дали в конце концов все необходимое, чтобы защитить ее от тех, кто готов поверить в теорию, если в ней есть, например, магические заклинания или протокольные предложения, отсылающие к наблюдаемым фактам Это не исключение, а норма: теории становятся ясными и убедительными только после того, как долгое время несвязанные ее части использовались разным образом Абсурдное предвосхищение, нарушающее определенный метод, становится неизбежной предпосылкой ясности и эмпирического успеха" Отрицая единые методологические стандарты и нормы научного познания, Ф приходит также и к методологическому плюрализму "Может быть успешным любой метод", - постулировал свое кредо Ф Исходя из факта теоретической нагруженности языка научных наблюдений, он высказывает сомнения в возможности эмпирической проверки научных построений и настаивает на принципиальной несоизмеримости научных теорий (например, общих космологических картин реальности) ввиду невозможности сравнения их с общим эмпирическим базисом У Ньютона, по мнению Ф, "формы, массы, объемы и временные интервалы - фундаментальные характеристики физических объектов, в то время как в теории относительности формы, массы, объемы и временные интервалы суть связи между физическими объектами и системами координат, которые мы можем менять без какой бы то ни было физической интерференции" (Поппер подчеркивал некорректность такого подхода: несоизмеримость может быть присуща лишь религиозным и философским системам; теории же, предлагающие рациональное решение аналогичных проблем, могут сопоставляться) К тому же, по мнению Ф, поскольку знание идеологически нагружено, постольку борьба альтернативных подходов в науке во многом определяется социальными ориентирами и мировоззренческой позицией исследователей Ввиду этого, по Ф, каждый исследователь вправе разрабатывать свои концепции, не сообразуясь с какими-либо общепринятыми стандартами и критикой со стороны коллег Авторитаризм в любой его форме недопустим в научной идеологии В "свободном обществе", идею которого отстаивал Ф, все традиции равноправны и одинаково вхожи в структуры власти Свобода - продукт разновекторной активности индивидов, а не дар амбициозных теоретических систем, исповедуемых власть предержащими "Релятивизм пугает интеллектуалов, ибо угрожает их социальным привилегиям (так в свое время просветители угрожали привилегиям священников и теологов) Народ, долго тиранизирован-ный интеллектуалами, научился отождествлять релятивизм с культурным и социальным декадансом Поэтому на релятивизм нападают и фашисты, и марксисты, и рационалисты Поскольку воспитанные люди не могут сказать, что отвергают идею или образ жизни из-за того, что те им не по нраву (это было бы постыдно), то они ищут "объективные" причины и стремятся дискредитировать отвергаемый пред-мет" Противоречия в развитии науки, негативные последствия научно-технического прогресса побудили Ф к призыву отделить науку от государства подобно тому, как это было сделано с религией: избавить общество от духовного диктата науки Вступая в конфликт с академической философией науки, Ф выразил новые тенденции в развитии этого исследовательского направления, открыл новые перспективы в решении его внутренних проблем, расширяя предмет и методологический инструментарий современной эпистемологии Для Ф характерно обсуждение методологических вопросов в широком социокультурном контексте В решении конкретных проблем философии науки Ф воплощает современные тенденции философствования: установку на гносеологический, методологический и мировоззренческий плюрализм, широкую трактовку рациональности, синтез позитивистских и социально-антропологических ориентаций, стремление к культурологическим, герменевтическим и антропологическим методикам анализа знания Концепция Ф вносит экологические и гуманистические мотивы в эпистемологию, с нее берет начало новейшее направление в социокультурном анализе знания - антропология знания (Е Мендельсон, В Элкана), исходящая из соизмеримости знания и человеческих способностей и потребностей


Поделиться:

Реклама