Федотов - это...
ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951) - русский мыслитель, философ, историк, публицист, профессор по кафедре истории средних веков в Саратовском университете (1920) Эмигрировал из Советской России во Францию (1925), автор более 300 публикаций по общественным проблемам (в том числе книг "Абеляр" (1925), "Святые Древней Руси (X-XVII столетий) " (1931), "И есть, и будет Размышления о России и революции" (1932), "The Russian Religious Mind" (1946) В 1988 году в Париже вышло собрание статей Ф в 6-ти томах Творчество Ф сыграло значимую роль в осмыслении вопросов назначения и места России в истории, соотношения революции и человеческих судеб, гибели и возрождения культуры Связав себя с социал-демократическим движением уже в год окончания гимназии (1904), Ф прошел в дальнейшем длительную духовную эволюцию, связанную с "личным переживанием Христа": свобода человека, гуманизм и живое еван гельское чувство Христа стали характернейшими чертами Ф - социального мыслителя Участвуя после февраля и октября 1917 в деятельности немногочисленного интеллектуального кружка почти забытого в СССР и посткоммунистической России свободного философа Мейера, Ф все более склонялся к ориентации не столько на религиозную философию или чистое богословие, сколько на "богословие социальное или даже социологическое" Философским камертоном социологического творчества Ф явилось понятие "молчание" Молчание творческое, молчание как прислушивание, чувствительность к тону российской истории, позволившие Ф дешифровать общественно-политические события революций 1917 и гражданской войны как трагичные полифонические мелодии эволюции православной культуры Для Ф человек выступает как судьбоносец культуры: смысл мировой истории, судьбы культуры в истории и как следствие - облик человека в культуре - предельная формула социолого-фило-софского мировоззрения Ф Но во всех социологически ориентированных, жизненно соразмерных моделях Ф присутствует универсальная точка отсчета - Россия как непреходящий предмет научного творчества, оцененная Ф как стремящаяся достичь "западных целей" - "восточными средствами" Отличительной особенностью социологии Ф явилась тотальная критика русской идеологии: народников и марксистов, реакционеров и антибольшевиков-демократов, чаяний народа и интеллигенции С точки зрения Ф, вся история России представляет собой процесс принципиального преодоления ее лучшими умами "апокалипсического соблазна" в видении перспектив развития Ни концепция бесконечного прогресса секуляризированной Европы в духе общественной мысли Нового времени, ни идея о фатальности гибели "потусторонней" для Запада цивилизации русской православной религиозности не были созвучны мировосприятию Ф Эсхатологичность социально-философского и социологического творчества Ф не результировалась в экстремальных, пессимистических прогнозах конца истории и культуры Постулируя в начале 30-х цель построения в Европе и России "Нового Града", способного отказаться от трагичного в неизбывности своем стремления континента к военной катастрофе, Ф обращал особое внимание на решение "социальных вопросов" Трудовой социализм, свобода личности вопреки догматам фашизма и коммунизма, христианство, русский патриотизм - вот те идеалы, которые Ф считал главными в любых проектах общественных трансформаций Именно через парадигму этих ценностей культуры призывает Ф создавать целостный облик истории российского государства, целостную социальную модель его общественной эволюции Осуществляя анализ истории русской интеллигенции, Ф утверждал, что пройдя целый век с царем против народа, она некоторое время противостояла и народу и царю (1825-1881) и, наконец, поддержала народ против царя (1905-1917) Для Ф интеллигенция - не столько носитель и генератор новых идей, сколько определенный общественный слой с его конкретными бытовыми черт ами Для Ф антигосударственность интеллигенции сопряжена с ее антинациональными ориентациями Патриотические круги дворянства и армии в принципе не могли, по Ф, разделить такие идеи, а поэтому интеллигенция искала и нашла на собственную погибель себе сообщников в среде рабочих, крестьян и (что самое печальное) в слоях люмпен-пролетариата России "Сталинократия" и ее торжество, по мнению Ф, вовсе не отменяют эту тенденцию, они лишь корректируют ее Этот трагичный выбор - будущий крест государства российского, от разрешения этой дилеммы зависит его будущее В социально-философском творчестве Ф был обозначен ряд таких проблем эволюции советского и постсоветского общества, которые, очевидно, не имеют простых решений даже в конце 20 столетия
Поделиться: