Федоров - это...
ФЕДОРОВ Николай Федорович (1828-1903) - русский мыслитель, представитель религиозно-философского направления космизма Сын князя ПИ Гагарина и крепостной крестьянки; как незаконнорожденный Ф получил отчество и фамилию по имени крестного отца С 1854 по 1868 Ф служил учителем истории и географии С 1868 Ф переходит на службу в Москву, где сначала становится помощником библиотекаря московской Чертковской библиотеки, а с 1874 переходит в Румянцевский музей Занимая скромную должность дежурного по читальному залу, он постепенно заслуживает огромный авторитет у многочисленных посетителей этой библиотеки - виднейших ученых, писателей, философов Ф высоко ценили многие его современники (Достоевский, Л Толстой, В Соловьев и др) Ф был известен своим аскетическим образом жизни, он считал грехом всякую собственность, а потом даже свое жалованье почти целиком раздавал нуждающимся По этой же причине Ф ничего не опубликовал из своих сочинений Работу по подготовке к изданию философского наследия Ф завершили его ученики и последователи, выпустившие два тома избранных отрывков и статей под названием "Философия общего дела" (1906, 1913) Свое учение, называемое "активным христианством", Ф понимал как раскрытие "Влагой Вести" в ее истинном практическом смысле, который выражается в призыве к активному преображению природного, смертного мира в иной, не-при-родный, бессмертный божественный тип бытия Основу федоровского учения составляют идеи "регуляции природы" и "имманентного воскрешения" Высшим идеалом преображения (обожения) мира у Ф является Царство Божье, достижение которого предполагает осуществление целого ряда задач: переход от эксплуатации к регуляции природы, овладение управлением космическими процессами; совершенствование организма человека; создание общества по типу "психократии" на основе сыновьего, родственного сознания, идея патрофи-кации, те воскрешение всех прежде живших поколений Реализация перечисленных задач мыслится Ф как "общее дело" всего человечества, осознавшего свою целостность, всеединство, ведущее к всеобщему братству и родству, преодолению "враждебного" состояния как в природе, так и в социуме Ф был убежден, что божественная воля действует через единую соборную совокупность человечества В этом контексте одним из главных требований в учении Ф является принцип "совершеннолетия в вере", предусматривающий собственное участие человека в деле преображения природного порядка бытия (ср с идеей "совершеннолетия мира" Д Бонхеффера - см ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА), включая общее дело по реальному восстановлению и преображению прежде живших поколений, основанное на идее перверсии естественного хода биологических процессов В этой связи философия Ф устанавливает своего рода культ предков (вплоть до проекта обучения и воспитания детей на кладбищах) Учитывая, что всем воскрешенным поколениям не уместиться на одной планете, Ф в качестве неисчерпаемого резерва для заселения людей предлагает Космос Для этого человечеству придется преодолеть земные силы притяжения, выйти в космос и расселиться в нем, что, безусловно, связано с необходимостью психофизиологического совершенствования человеческого организма, те преображения человеком себя из "смертного, пожирающего и вытесняющего" существа в самосозидающее и бессмертное Одним из условий подобных трансформация является, по мысли Ф, превращение питания в "сознательно-творческий процесс" создания своего тела из элементарных веществ и космической энергии Философское наследие Ф оказало влияние не только на русскую философскую традицию (BC Соловьев называл Ф "учителем и отцом духовным"), но и на аксиологические приоритеты русского искусства (Достоевский, ЛН Толстой, В Брюсов, В Хлебников, К Клюев и др) (см также: ВОСКРЕШЕНИЕ, КОСМИЗМ РУССКИЙ)
Поделиться: